Выберите правильно составленную пищевую цепь пшеница степная гадюка полевая мышь орел

Обновлено: 15.09.2024

Контрольно- оценочные средства предназначены для проверки знаний обучающихся по дисциплине Экологические основы природопользования на 2 курсе, специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

ВложениеРазмер
kos_-sezs.docx 42.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

На заседании ЦК __________________

_Председатель ЦК ________________

Заместитель директора по УМР

_________________ Грунёва О.Б.

Комплект контрольно-оценочных средств

для промежуточной аттестации

по учебной дисциплине

ЕН.03ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Разработчик: Захарова Л.М.

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ЕН.03Экологические основы природопользования.

КОС разработан на основании рабочей программы учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

В результате освоения программы учебной дисциплины ЕН.03Экологические основы природопользования обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции.

ОК 01 – ОК 06, ОК 07 − ОК 11,

- анализировать и прогнозировать

экологические последствия различных видов деятельности;

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

-грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией.

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- условия устойчивого состояния экосистем;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

- методы экологического регулирования;

- организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

Промежуточная аттестация - текущая успеваемость

В IV семестре проводится текущая успеваемость - знания обучающихся оцениваются в форме: письменного и устного опроса; письменного тестового контроля; устного собеседования по контрольным вопросам темы; контроля во время выполнения практических работ.

Система отметок традиционная, в баллах, за ответы во время проведения письменного и устного опроса; письменного тестового контроля; устного собеседования по контрольным вопросам темы; контроля во время выполнения практических работ.

Вопросы для письменного и устного опроса

  1. Современные экологические проблемы.
  2. Учение В.И Вернадского о биосфере.
    3. Роль живого вещества в эволюции биосферы.

4. Биосфера- глобальная экосистема.
5. Экологическая роль редуцентов.

7. Основные источники загрязнения атмосферы.

10. Причины разрушения озонового слоя.

11. Экологические требования, предъявляемые к строительству объектов.
12. Как называется регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием ?

а) Ч. Дарвин; б) Э. Геккель; в) В.И. Вернадский.
4. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов; г) засолением почв.
5. Какие компоненты никогда не будут входить в круг охраняемой законом естественной среды обитания?
а) космическое пространство; б)природные комплексы и объекты;
в) элементы природы, представляющие ценность для общества и природы;
г) природные явления.
6. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым:
а)лесные; б)водные; в)земельные; г)минеральные; д)энергетические.
7.Заменяемыми природными ресурсами являются:
а)вода; б)топливо; в)воздух г) сырьѐ.
8 . Примером рационального природопользования является
а) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах; б) сплав леса по рекам;
в) добыча угля открытым способом; г) создание лесополос в степной зоне.
9.Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник; б) национальный парк; в) заказник; г) памятник культуры
10. Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а)повышение безотходности производства;
б ) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
в)разработка ресурсосберегающих технологий.
11. Как называется процесс поступления загрязнителей в окружающую среду?
а)разрушение ; б)окисление; в)загрязнение; г)выветривание.
12. К возобновляемым ресурсам относится?
а) железо; б) медь; в) олово; г) вода.
13 . К какой экологической группе относится полевая мышь?

а) продуценты; б) редуценты; в) консументы.

Вариант-2
1.Исчерпаемые природные ресурсы:
а) Солнечная энергия; б) Полезные ископаемые; в) Вода; г) Энергия ветра.
2. Как называется тип загрязнения окружающей природной среды случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства чуждых им растений, животных и микроорганизмов?
а) Физическое; б) Химическое; в) Биологическое.
3. Основной причиной глобального потепления считают:
а) Выбросы пищевых отходов; б) Свалки бытовой техники;
в) Пестициды; г) Парниковые газы.
4.Основной задачей охраны лесов является их…
а) восстановление; б) вырубка; в) осушение; г) рациональное использование.
5.Повышенное электромагнитное излучение в населённых пунктах – это опасный … загрязнитель.
а) физический; б) химический; в) биологический; г) механический.
6. Официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся по угрозой исчезновения растений и животных, называется –
а) Красной книгой; б) летописью природы; г) земельным кадастром.
7.По какому признаку природные ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические?
а) по степени истощаемости ресурсов; б) по источникам происхождения;
в) по использованию в производстве.
8. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) солнечная энергия; б) нефть; в) энергия ветра; г) вода.
9. К какой экологической группе относится дождевой червь?

а) продуценты; б) редуценты; в) консументы.

10.В каком из перечисленных городов России в атмосферу ежегодно выбрасывается наибольшее количество загрязняющих веществ?
а) Братск; б) Новокузнецк; в) Норильск; г) Ярославль.
11.Для городской среды характерны:
а )понижение содержания кислорода и увеличения углекислого газа в составе воздуха;
б)уменьшение численности населения по сравнению с сельской местностью;
в )насыщенность различными физическими загрязнителями: шумом, электромагнитным излучением и др.;
г)преобладание зеленой зоны над жилой и промышленной зонами.
12.К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) смешанный лес; б) болото; в) пруды, каналы; г) степь.
13.Заменяемый ресурс?
а) атмосферный воздух; б) вода; в) металл; г) энергия солнца.
14.Факторы среды, обусловленные присутствием человека и результатами его трудовой деятельности, называются
а) биотическими; б) абиотическими; в) климатическими; г) антропогенными.
15.Где находится озоновый слой?
а) в гидросфере; б) в стратосфере; в) в тропосфере; г) в биосфере.

Вариант-3
1.Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …

а) появление озоновых дыр в атмосфере; б) опустынивание земель;
в) осушение болот; г) развитие промышленности и транспорта.
2.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют
а) ограничивающими; б) антропогенными; в) биотическими; г) абиотическими.
3.Экологический кризис отличается от экологической катастрофы:
а)масштабами изменений природных сообществ;
б)сильным изменением структуры экосистемы;
в)обратимостью, возможностью восстановления экосистемы;
г)необратимым изменением фауны и флоры на определённом участке Земли.
4.Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?
а) рубка деревьев; б) отстрел волков и лисиц;
в) вытаптывание растений; г) разведение костров.
5.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь :
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов; г) засолением почв.
6.Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
а) кислорода; б) углекислого газа; в) сернистого газа; г) паров воды.
7. Воды, которые образуются в результате использования воды на каких-либо
технологических процессах, называются:
а) химическими сточными водами б) производственными сточными водами
в) атмосферными сточными водами г) бытовыми сточными водами
8.Экологический мониторинг - это:
а) наблюдение за состоянием окружающей среды б) прогноз экологической ситуации
в) система наблюдений, анализа и прогноза состояния окружающей среды
г) анализ получаемых данных о состоянии окружающей среды.
9.Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:
а)радиоактивным б) биологическим в)химическим г) шумовым
10.Как называются растения, создающие органическое вещество из неорганического с помощью окружающей среды?
а) продуценты б) редуценты в) консументы г) детритофаги
11. Самым экологически неблагополучным городом России ЮНЕСКО признало:
а)Карабаш б) Магнитогорск в)Норильск г)Элисту
12.Не возобновляемыми природными ресурсами являются:
а) полезные ископаемые б) солнечная радиация
в) плодородие почвы г) растительный и животный мир
13.Агроценоз представляет собой:
а) природное сообщество б) урбоценоз в) влажные тропические леса
г) растительное сообщество, созданное человеком
14 . В организме человека УФ регулирует:
а) потребление пищи б) способствует образованию витамина D
в) участвует в терморегуляции г) определяет газообмен
15. Среди экологических факторов укажите биотические:
а) наводнение б) конкуренция между особями вида
в) понижение температуры г) хищничество д) недостаток света

Вариант-4
1) Каковы последствия расширения озоновых дыр?
а) повышение температуры воздуха, частое появление туманов
б) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
в) понижение температуры и повышение влажности воздуха
г) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза
2) Антропогенные факторы — это:
а) формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;
б) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
в) совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий.
3.К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвенный слой?
а) атмосфера б) гидросфера в) биосфера г) литосфера
4. Примером рационального природопользования является
а) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах б) сплав леса по рекам
в) добыча угля открытым способом г) создание лесополос в степной зоне
5. Чем опасны кислотные дожди для почвы?
а) вызывают "ожоги" почвы б) приводят к засолению почвы
в) уничтожают растительность г) повышают концентрацию тяжелых металлов в воде 6. Биогеоценоз состоит из:
а) биотической и абиотической частей б)гетеротрофных организмов
в) автотрофных организмов г) консументов
7.Какой объект отсутствует в цепи питания:
Луговое растение — кузнечик - . - уж — ястреб
а)дождевой червь б) синица в) лягушка г) слизень
8.Возникновение кислотных дождей связано с поступлением в атмосферу
а) углекислого газа б) фреонов в) диоксида серы г) бензопирена
9. Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го порядка г)консументы 2-го порядка.
10. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности; б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы; г) жидкие и твердые бытовые отходы.
11. Вторичным сырьем не является:
а) ветер; б) стеклотара; в) макулатура; г) нефть; д) полиэтиленовые пакеты.
12.Экология – это наука, изучающая:
а)взаимоотношения человека и окружающей природной среды;
б)состояние городской среды обитания животных и человека;
в)взаимоотношения организмов с окружающей средой и друг с другом;
г)влияние промышленности на городскую среду.
13.Воздействие человека на жизнь любой экосистемы пример фактора:
а) абиотического б) биотического в) ограничивающего г) антропогенного

14.Каков процент содержания азота в воздухе?
а) 20.93% б) 0.93% в) 78.09% г) 54.13%
15.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют
а)абиотическими б) биотическими
в)экологическими г) антропогенными

Вариант-5
1.Где находится озоновый слой?

а) в гидросфере б) в стратосфере в) в тропосфере г) в биосфере

2.Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?
а) пылевые бури б) лесные пожары в) извержение вулкана г) сточные воды ЖКХ
3.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют
а) ограничивающими б) антропогенными в) биотическими г) абиотическими
4. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?
а ) понижение температуры воздуха б)изменение продолжительности светового дня
в)увеличение облачности г)изменение атмосферного давления
5.Пример неисчерпаемых природных ресурсов:
а) вода, воздух, растения, животные
б) климат, солнечная энергия, нефть, газ
в) вода, воздух, ветер, солнечная энергия
г) энергия приливов и отливов, тепло земных недр, растения и животные

6. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия
млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима.
7. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов; г) засолением почв
8.Растения в экосистемах выполняют роль:
а) продуцентов б) консументов 1 порядка в) редуцентов г) консументов 2 порядка
9. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
а) пшеница – степная гадюка – полевая мышь – орел.

б) пшеница – полевая мышь- степная гадюка – орел;
в) орел – мышь – степная гадюка – пшеница
г) степная гадюка – полевая мышь – пшеница- орел
10. К парниковым газам относят:
а) азот б) диоксид углерода в) кислород г) водород
11. Под загрязнением пресных вод понимается
а) попадание различных загрязнителей в воды рек, озёр, подземные воды
б) заболачивание территории в) пагубное воздействие человека
г) выбрасывание пластиковых бутылок
12.Среди экологических факторов укажите биотические:
а)наводнение б)понижение температуры в)хищничество г)образование грибницы
13.Экология – это:
а) наука о структуре природы, характеризующаяся энергетическим подходом к исследованию природных явлений
б) наука о взаимодействии организма со средой обитания и взаимосвязях организмов между собой
в) комплексная наука, изучающая законы существования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой.
14.Живая оболочка Земли – глобальная экосистема – это:
а) биосфера б) атмосфера в) гидросфера г) литосфера
15.К особо охраняемым природным территориям не относятся:
а) Заповедники б) Заказники в) Национальные парки г) Памятники культуры.

2. Критерии оценки

9. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется:

А) незамкнутым круговоротом веществ Б) разветвленными цепями питания

В) большой устойчивостью Г) большим разнообразием

10.Что такое абиотический фактор?

А) фактор неживой природы

Б) запас биогенных веществ и солнечной энергии

В) территория, которую занимает биоценоз

Г) минеральные элементы, из которых состоят органические соединения

11.Экологический фактор, который выходит за пределы выносливости организмов:

А) антропогенный Б) ограничивающий В) абиотический Г) стимулирующий

12. Тип биотических взаимодействий, при котором оба организма получают взаимную пользу: А) симбиоз Б) конкуренция В) хищничество Г) паразитизм

13. Экосистема – это:

А) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и их средой обитания

Б) целостная саморегулирующая биосистема, образованная живыми организмами и средой их обитания

В) почва и климат, определяющие характер сообщества

Г) совокупность популяций разных видов, проживающих на определенной территории

14. Примером смены экосистем является:

А) испарение воды листьями растений

Б) сокращение численности хищников в экосистеме

В) зарастание пресноводного водоема

Г) вымирание вида живых организмов

15. . Все виды деятельности человека, которые оказывают воздействие на особей, популяции, экосистемы,относят к факторам: а) абиотическим; б)биотическим; в)антропогенным; г) лимитирующим

16. Недостаток света для травянистых растений под пологом хвойного леса относят к факторам: а) биотическим; б)антропогенным; в)сезонным; г) ограничивающим

17. Для обитателей небольших прудов и непроточных озёр ограничивающим фактором является недостаток : а)тепла; б) света; в) кислорода; г) растений

18. Существование биогеоценоза как системы невозможно: а) без пищевых связей между популяциями разных видов; б) без пищевых связей между особями одной популяции; в)

без пищевых связей между особями одного вида; г) без пищевых связей между разными биогеоценозами

19. Поглощение автотрофными организмами неорганических веществ из окружающей среды, синтез из них органических веществ, преобразование их рядом гетеротрофных организмов и возвращение в виде неорганических веществ снова в окружающую среду называют: а) обменом веществ; б) клеточным метаболизмом; в) цепями питания; г) круговоротом веществ

20. Сигналом для сезонных изменений в жизни растений, животных служит: а) повышение температуры окружающей среды; б) увеличение осенью количества выпадаемых осадков; в) уменьшение количества питательных веществ; г) изменение продолжительности дня

21. Одной из важных причин стабильности экосистем является: а) небольшое число видов в ней; б) воздействие антропогенного фактора; в) преобладание животной биомассы над растительной; г) сбалансированный круговорот веществ


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Назовите форму межвидовых взаимоотношений, результатом которой явилось формирование характерное для дубравы ярусность.

  • паразитизм
  • конкуренция
  • симбиоз
  • хищничество
Вопрос 2

Птицы – чистильщики на зебре – пример

  • кооперации
  • мутуализм
  • комменсализм
  • паразитизм
Вопрос 3

Экологическими факторами являются:

  • абиотические факторы
  • антропогенные факторы
  • биотические факторы
  • все факторы, воздействующие на организм
Вопрос 4
  • почва и климат, определяющие характер сообщества
  • целостная саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории
  • совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории в и свободно скрещивающихся друг с другом
  • однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и компонентами неживой природы, характеризующийся относительной устойчивостью и саморегуляцией
Вопрос 5

Однородные группы особей одного вида в пределах его ареала, относительно изолированные друг от друга, называют:

  • популяцией
  • родом
  • колонией
  • стадом
Вопрос 6

Учение о ведущей роли живого вещества в биосфере создал:

  • Ж.Б. Ламарк
  • В.И. Вернадский
  • В.Н. Сукачев
  • Э. Геккель
Вопрос 7

Потребителями органических веществ в экосистеме являются:

  • продуценты
  • бактерии-фототрофы
  • растения
  • консументы
Вопрос 8

Недостаток неорганических веществ, которые испытывают растения на бедных песчаных почвах, относят к факторам:

  • абиотическим
  • биотическим
  • антропогенным
  • ограничивающим
Вопрос 9

Выберите правильно составленную пищевую цепь:

  • пшеница – степная гадюка – полевая мышь – орел
  • пшеница – полевая мышь- степная гадюка – орел
  • орел – мышь – степная гадюка – пшеница
  • степная гадюка – полевая мышь – пшеница- орел
Вопрос 10

Биогенная миграция атомов в биосфере – это круговорот входящих в состав организмов:

  • органических молекул
  • неорганических веществ
  • органических веществ
  • химических элементов
Вопрос 11

Выберите верные утверждения :

  • Перенос энергии с одного трофического уровня на другой никогда не бывает полным.
  • Причиной внутривидовой конкуренции являются конкуренция за местообитания.
  • Максимальная рождаемость - это теоретически максимальная скорость образования новых особей в идеальных условиях.
  • Для многих веществ-загрязнителей не характерно биологическое накопление в пищевых цепях.
  • В природе большая часть ресурсов относится к неисчерпаемым.
  • Березовая роща является естественной экосистемой.
Вопрос 12

Установите соответствие между классами и видами экосистем:

  • Еловый парк
  • Картофельное поле;
  • Сосновый бор;
  • Дубрава;
  • Яблоневый сад
  • Озеро
Вопрос 13

Сложно переплетённые, замкнутые цепи питания называют:

  • круговоротом веществ;
  • сетями питания;
  • пищевыми связями;
  • экологической пирамидой
Вопрос 14

Выберите из перечисленных ресурсов те, которые относятся к исчерпаемым :

  • ископаемое топливо;
  • тепло земных недр;
  • солнечная энергия;
  • руды металлов;
  • приливы;
  • пресная вода.
Вопрос 15

Тип биотических взаимодействий, при котором оба организма получают взаимную пользу:

  • симбиоз
  • конкуренция
  • хищничество
  • паразитизм
Вопрос 16

Установите соответствие между видами биотических взаимоотношений и парами организмов:

Готовим к ЕГЭ по экологии. 11 класс

А2. Факторы живой природы, воздействующие на организм:

А3. Антропогенными факторами среды являются:

1) вырубка лесов, строительство мостов и дорог, мелиорация земель

2) животные, растения, бактерии, грибы

3) хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

4) температура, свет, рельеф, влажность, насыщенность кислородом

А4. Биогеоценоз – это:

1) почва и климат, определяющие характер сообщества

2) целостная саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории

3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом

4) однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и компонентами неживой природы, характеризующийся относительной устойчивостью и саморегуляцией

А5. Растения в экосистемах выполняют роль:

2) консументов 1 порядка

4) консументов 2 порядка

А6. Выберите правильно составленную пищевую цепь:

1) пшеница – степная гадюка – полевая мышь – орел

2) пшеница – полевая мышь- степная гадюка – орел

3) орел – мышь – степная гадюка – пшеница

4) степная гадюка – полевая мышь – пшеница- орел

А7. Конкурентные взаимоотношения возникают между:

1) автотрофами и гетеротрофами

2) автотрофами и хищниками

3) симбионтами и паразитами

4) видами со сходными потребностями

А8. Причина смены одной экосистемы другой:

1) сезонные изменения в природе

2) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

3) колебания численности популяций

4) вымирание видов

А9. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется:

1) незамкнутым круговоротом веществ

2) разветвленными цепями питания

3) большой устойчивостью

4) большим разнообразием

А10 . Биогенная миграция атомов в биосфере – это круговорот входящих в состав организмов:

1) органических молекул

2) неорганических веществ

3) органических веществ

4) химических элементов

А11. Какой живой организм является консументом второго порядка:

2) степная гадюка

А12. На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации?

А13. Какой фактор определяет нижний в атмосфере:

4) ультрафиолетовые лучи

А15. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:

А16. Первый в России заповедник был организован в 1882 году:

А18. Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.:

1) Д. И.Ивановским;

2) С. П.Костычевым

3) С. Н.Виноградским

А19. Весь атмосферный кислород проходит через живое вещество примерно за:

А20. Многократно повторяющаяся смена одного биоценоза другим, смена господствующих видов на основе конкуренции называется:

А21. Выращивание растений без почвы во влажном воздухе с помощью периодического опрыскивания корней питательными растворами, это:

А22. Чернобыльская катастрофа произошла в:

А23. Когда был создан Гринпис?:

4) 1982

А24. Учение о ведущей роли живого вещества в биосфере создал:

2) В.И. Вернадский

А25. В агроэкосистеме в отличие от природной:

1) наблюдается большое видовое разнообразие

2) используется дополнительная энергия, кроме солнечной

3) используется только солнечная энергия

4) имеются разветвленные цепи питания

Часть В Выберите три верных ответа из шести предложенных

В1. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

1) газообмен между организмами и внешней средой

2) образование углеводов при фотосинтезе

3) выделение продуктов обмена

6) расщепление органических веществ при дыхании

В2. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

В3. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

1) сокращении численности деревьев в результате вырубки

2) ограничении численности растительноядных животных хищниками

3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей

4) зависимости численности белок от урожая желудей

5) полном уничтожении волками популяции кабанов

6) ограничении роста численности мышей хищниками

В4. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?

1) обилие легко усвояемой пищи

2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

3) отсутствие естественных врагов

4) ограниченность пищевых ресурсов

5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима

6) высокий процент содержания кислорода

В5. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

1) образование в клетках растений глюкозы

2) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

3) образование углекислого газа в процессе дыхания

4) использование органических веществ в процессе питания

5) образование крахмала в клетках растений

В6. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) поглощают из окружающей среды углекислый газ 1) продуценты

Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты

В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) являются сапротрофами

Е) разлагают органические вещества до минеральных

В7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.

2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

С1. Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения

энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

С2. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

С3. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

Читайте также: