Выберите ткани которые можно обнаружить в корне пшеницы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.
4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы . и . .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется . .
3. Почва отличается от горных пород наличием . .
4. Корень растет в длину своей . .
5. Под чехликом находится . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;
б) через корни и нижнюю часть стебля;
в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;
б) у двулетних и многолетних;
в) у двудольных растений, выросших из семян.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;
б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;
в) крупные, округлые.

5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:

Задание 4. Объяснить термины.

1. Корень.
2. Мочковая корневая система.
3. Зона деления.
4. Ризодерма.
5. Суперфосфат.

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
3. Перегной – это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.
4. Все, что у растения находится в почве, – это корни.
5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Все корни растения составляют его . .
2. На главном корне и придаточных корнях развиваются . .
3. При дыхании клетки корня поглощают. а выделяют . .
4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются . .
5. Поступлению воды из корня в стебель способствует . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;
б) мочковатая;
в) смешанная.

2. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;
б) только на нижней части стебля;
в) как на стебле, так и на листьях.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;
б) пшеницы;
в) смородины, выросшей из черенка.

4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;
б) вечером;
в) днем.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Главный корень.
2. Почва.
3. Зона всасывания.
4. Корневое давление.
5. Корнеклубни.

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.
3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя.
5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Задание 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен . .
2. Кончик корня покрыт . .
3. Зона деления корня образована тканью, которая называется .
4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в . .
5. При прорастании семени первым появляется . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой чехлик можно увидеть:

а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
в) только с помощью микроскопа.

4. Корневые волоски живут:

а) около месяца;
б) несколько дней;
в) около суток.

5. Огородные растения нужно поливать:

а) редко и понемногу;
б) редко, но обильно;
в) часто и обильно.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Придаточные корни.
2. Корневой чехлик.
3. Корневой волосок.
4. Удобрения.
5. Пикировка.

Задание 1 . Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. Корневые волоски — длинные выросты клеток ризодермы.
5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Корневая система одуванчика называется . .
2. Верхний плодородный слой земли называется . .
3. Почва обладает особым свойством, называемым . .
4. Под чехликом находится зона . .
5. В зоне проведения корня развивается ткань . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных корнях.

2. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;
б) участком, отходящим от стебля;
в) верхушкой и всеми другими участками.

3. Клетки корневого чехлика:

а) живые;
б) мертвые, с толстыми оболочками;
в) наряду с живыми имеются и мертвые.

4. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;
б) 20 мм;
в) 30 мм.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Стержневая корневая система.
2. Зона роста.
3. Зона проведения.
4. Корнеплоды.
5. Подкормка.

1 – воду и минеральные соли;
2 – мочковатая;
3 – перегноя (гумуса);
4 – верхушкой;
5 – зона деления.

1 – осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным ростом, положительным геотропизмом, служащий для удержания растений в почве;
2 – корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней;
3 – зона, расположенная между корневым чехликом и зоной роста, состоящая из делящихся клеток;
4 – покровная ткань в зоне всасывания;
5 – минеральное удобрение, содержащее фосфор.

1 – корневую систему;
2 – боковые корни;
3 – кислород, углекислый газ;
4 – сосуды;
5 – корневое давление.

1– б; 2– в; За; 4– б; 5– в.

1 – корень, развивающийся из корешка зародыша;
2 – верхний плодородный слой земли;
3 – зона, находящаяся между зоной роста и зоной проведения;
4 – давление, благодаря которому, вода и минеральные соли поднимаются вверх по стеблю;
5 – разросшиеся боковые или придаточные корни.

1 – главный корень;
2 – корневым чехликом;
3 – меристематической (образовательной);
4 – корнеклубни;
5 – корешок зародыша (главный корень).

1 – корни, отрастающие от стеблей или листьев;
2 – колпачок из клеток, который защищает зону деления;
3 – длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания;
4 – у вещества, повышающие плодородие почвы;
5 – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений.

1 – стержневой;
2 – почвой;
3 – плодородием;
4 – деления;
5 – проводящая.

1 – система, образованная главным и боковыми корнями;
2 – зона, в которой клетки увеличиваются в размерах, находится между зоной деления и зоной всасывания;
3 – зона, в которой располагаются сосуды и ситовидные трубки, располагается над зоной всасывания;
4 – разросшийся главный корень;
5 – внесение удобрений во время роста и развития растений.

1 . Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2 . Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3 . Отберите растения со стержневой корневой системой.
4 . Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5 . Заполните таблицу в рабочей тетради.

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы

Решение

1 . Рассматриваем корневые системы предложенных нам растений. Чем они различаются?
В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из−за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.
2 . Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.
Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.
Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.
3 . Отбираем растения со стержневой корневой системой.
Стержневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.
4 . Отбираем растения с мочковатой корневой системой.
Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.
5 . Заполняем таблицу в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Стр. 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из-за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.

Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.

Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.

Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой.

Стерневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.

Отбираем растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.

Заполняем таблицу в рабочей тетради

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Морковь, свекла, щавель, гречиха, арахис, подсолнечник, фасоль, клевер, одуванчик. Стержневая Хорошо развит главный корень, который вырастает из зародышевого корешка. Также в формировании корневой системы участвуют маленькие, отходящие от главного, боковые корешки.
Пшеница, тюльпан, лук, чеснок, алоэ, лилии, ландыш, кукуруза, рожь, картофель. Мочковатая Характерно наличие большого количества приблизительно одинаковых по длине придаточных корней, которые образуют пучок. Придаточные корни отходят от надземных и подземных частей стебля, а также от листьев. Главный корень либо рано отмирает, либо совсем не отличается по размеру от придаточных.

Корневой чехлик и корневые волоски

Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.

Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

Diagram Description automatically generated

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?

Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.

Вывод

Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.

Стр. 163. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие функции выполняет корень?

Корень – это осевой орган у растений, который служит им не только для закрепления в почве, но и для поглощения из нее воды и растворенных в ней питательных веществ и минеральных соединений. Также в корне происходит синтез различных органических веществ, например, алкалоидов, гормонов роста и прочих, которые потом по сосудам ксилемы перемещаются в другие органы растения, а некоторая их часть остается в корне. Не редко корень (клубень, корневище) служит местом запасания и хранения питательных веществ, необходимых для развития и роста растения.

В целом образование корней было существенным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли не только приспособиться к почвенному питанию, но и образовывать крупные побеги, способные подниматься вверх ближе к солнечному свету и питаться его энергией. Также у некоторых корнеотпрысковых растений, например, у вишни, осины, сирены, тополя и других видов, корень выполняет еще и функцию вегетативного размножения за счет образования придаточных почек, из которых в дальнейшем развиваются надземные побеги.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

Корень – это осевой, в большинстве случаев подземный, вегетативный органы у высших сосудистых растений, который обладает неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом (способностью располагаться и расти только в строго определенном направлении по отношению к центру земного шара). Основной или главный корень является первичным корнем, который развивается из зародышевого корешка после прорастания семени и отличается от других корней крупными размерами.

Помимо главного корня у растений есть также придаточные и боковые корни. Придаточным называют корень, который отходит от стебля или в редких случаях от листьев. Боковой корень – это корень, который развивается сбоку главного корня (первый порядок) или сбоку придаточных корней и боковых корней первого порядка (второй и последующие порядки).

№ 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие - мочковатыми?

Совокупность главного, боковых и придаточных корней называют корневой системой. Принято различать два основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень. Он толще и длиннее других, напоминает стержень. Такой тип корневой системы характерен для двудольных растений.

В мочковатой корневой системе главный корень либо не выделяется среди многочисленных придаточных корней, либо вовсе отсутствует (рано отмирает). Такой тип корневой системы характерен для большинства однодольных растений.

№ 4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно выделить несколько основных зон на нем:

Зона деления (находится под чехликом, длина около 1 мм, представлена клетками апикальной меристемы);

Зона роста (или зона растяжения, располагается за зоной деления, составляет всего несколько миллиметров);

Зона всасывания (длина несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения - роста);

Зона проведения (составляет основную массу корня, на ней отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни).

№ 5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик покрывает кончик корня растения, за счет чего надежно защищает его нежные клетки от механических повреждений твердыми частичками субстрата и способствует продвижению корня в почве в процессе роста. Также клетки чехлика непрерывно продуцируют обильную слизь, обволакивающую корень и облегчающую тем самым его скольжение между частичками субстрата. Эта слизь создает еще и благоприятные условия для поселения и размножения полезных для растения бактерий, может влиять на доступность почвенных ионов и обеспечивает, хоть и кратковременную, но защиту от высыхания.

№ 6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток, или конус нарастания, представлена клетками верхушечной образовательной ткани и располагается под корневым чехликом. В этой зоне клетки имеют свойство постоянно и непрерывно делиться, а их количество увеличиваться, что и обеспечивает рост корня в длину и развитие всех остальных зон растения. Это является главным отличием клеток зоны деления от клеток других зон. Длина зоны деления клеток занимает около 1 мм.

№ 7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения корня, или зона роста, состоит из образовательной ткани, клетки которой имеют тонкие стенки, крупные ядра, густую зернистую цитоплазму без вакуолей. В этой зоне клетки наделены свойством интенсивно расти, вытягиваясь вдоль корня и дифференцируясь. Деление клеток здесь практически отсутствует, а сама зона занимает всего несколько миллиметров. Благодаря зоне растяжения корень растения растет в длину.

№ 8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это вырост клеток эпиблемы, который необходим для увеличения поверхности корня наземных растений и служит для поглощения воды и минеральных соединений, растворенных в ней. Располагается в зоне всасывания, недолговечен, отмирает через 10 – 20 дней. Его длина может достигать 10 мм.

У корневого волоска очень тонкая оболочка, что облегчает поглощение им питательных веществ. Практически вся клетка волоска занята вакуолью, которая окружена тонким слоем цитоплазмы и содержит клеточный сок. Ядро располагается в ее верхней части. Также внутри есть бесцветные пластиды. Вокруг клетки образован слизистый чехол, который участвует в склеивании корневого волоска с частичками почвы, и соответственно улучшает его контакт с субстратом и повышает гидрофильность всей системы.

№ 9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Зона всасывания, или зона поглощения, или зона корневых волосков, имеет такое название, потому что в этом месте отдельные клетки кожицы корня имеют свойство вытягиваться, за счет чего образуются наружные выросты длиной от 1 – 2 мм до 2 см. Это корневые волоски, которые по мере своего роста вытягиваются и покрываются слизью. Их тонкие оболочки тесно соприкасаются с частичками субстрата, что способствует поглощению воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Корневые волоски способны увеличивать всасывающую поверхность корня в разы.

Стр. 163. Подумайте

При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание – присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Окучивание – это техника в сельском хозяйстве и садоводства, которая является экологически чистой и безопасной альтернативой использования химических веществ, применяемых для борьбы с сорняками во все периоды выращивания различных культурных растений и для борьбы с некоторыми насекомыми-вредителями. Также присыпание землей нижней части стебля стимулирует появление придаточных корней, рост корневой системы вширь, и как следствие – улучшения питания растений. Окучивание позволяет обеспечить хороший доступ кислорода к корням, предотвращает их загнивание, препятствует развитию коры стеблей, защищает от разных климатических и атмосферных влияний.

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Рассмотрим корень проростка пшеницы.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.

Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.

Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Вывод:

Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.

Название зоны корня

Какую выполняет функцию

Деление клеток корня.

Всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами

Покровная ткань, проводящие ткани, механическая ткань, основная ткань.

Проводит воду с растворёнными в ней питательными веществами от кончика корня дальше вверх к стеблю.

Вывод:

В зависимости от выполняемых задач каждая из зон корня имеет собственное особое строение.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприём на нём показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

На рисунке изображен метод пикировки — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Этот метод позволяет увеличить количество придаточных корней у растения и сделать корневую систему более мощной и разветвлённой.

Такая мощная корневая система способна всасывать из почвы максимальное количество воды с растворёнными в ней минеральными веществами, то есть растение становится более сильным и здоровым.

Я видел, как моя бабушка пикирует рассаду помидор и болгарских перцев перед их высадкой в грунт. Она говорит, что после пикирования кустики растений будут крепче и выносливее.


Корни растения пшеницы делятся на два типа: зародышевые (первичные) и придаточные (вторичные, стеблевые).
Зародышевые корни. Зерно (семя) пшеницы, попавшее во влажную почву, начинает поглощать воду и набухать, а зародыш - свое развитие.
В нижней части зерновки лопается околоплодник и наружу выходит главный корешок (рис. 4.1.). Через некоторое время становится заметным появление первой пары боковых корешков. В течение двух или трех дней появляется вторая пара корешков. Иногда, чуть выше основания этих корешков, появляются одиночные шестой и седьмой корешки. Последние растут под прямым углом по отношению к первым парам корешков. Так как первые корешки берут свое начало в зародыше семени, то их называют зародышевыми или первичными (рис. 4.2).

Корневая система пшеницы


Новацкий считал, что наиболее распространенные в природе виды пшеницы Т. aestivum и Т. durum прорастают пятью корешками. Однако в литературе встречаются указания, что количество зародышевых корешков бывает разное и зависит от образа жизни растений. Так, некоторые исследователи утверждают, что озимые сорта пшеницы прорастают тремя корешками, яровые сорта - пятью корешками. Учитывая эту особенность, они рекомендовали распознавать зерна озимой и яровой пшеницы путем посева и подсчета числа первичных корешков.
Однако такое утверждение не вполне верно. Исследования Иосатовского и др. по подсчету зародышевых корешков у яровых и озимых сортов пшеницы показали, что это признак больше зависит от величины зародыша. А так, как величина зародыша часто зависит от величины зерна, то количество корешков будет тем больше, чем крупнее зерно (табл. 4.1).

Корневая система пшеницы


Зерна пшеницы прорастают несколькими корешками: Носатовский - от двух до восьми, Литовченко - в среднем - 3-4, Строна - от 1 до 7. Главный корешок (первый) более толстый, боковые пары - несколько тоньше. Зародышевые корни составляют незначительную часть всей корневой системы в целом. Однако функционируют они в течение всей жизни растения. Известны случаи, когда вследствие неблагоприятных условий почвы, развитие других (придаточных) корней задерживалось или прекращалось, и тогда зародышевые корни оставались единственной корневой системой, как главного побега, так и побегов кущения.
Придаточные корни. Одновременно с появлением главного зародышевого корешка, в верхней части зерновки выходит главный зародышевый стебель (эпикотель), закрытый колеоптилем. Через зародышевые корни в семя поступает вода и питательные вещества, начинается рост зародышевого стебля. На нем поочередно формируется первый, второй, третий и четвертый листья. Одновременно с формированием листьев, проходит удлинение зародышевого стебля. В момент зарождения четвертого листа на главном зародышевом стебле у основания первого листа на глубине 2,5-4,0 см от поверхности почвы развиваются побеги узла кущения с зачатками придаточных корней (табл. 4.2). В первое время придаточные корни появляются в виде небольших сосочков.

Корневая система пшеницы


Побеги кущения вместе с зачатками придаточных корней образуют узел кущения или корневую шейку. Появившиеся сосочки придаточных корней, берут начало в почках, которые лежат у основания листьев. Поэтому, эти корни в своем росте прорывают основание того листа, в пазухе которого лежит почка, давшая начало корню.
По данным, развитие придаточных корней начинается примерно через две недели после появления всходов, Гусева - через 20 дней, Пруцкова; в благоприятном 1964 году узловые корни появились через 18 дней после всходов, в засушливом 1965 г. - через 28 дней. До выхода стебля в трубку, появление и удлинение придаточных корней проходит медленно. После выхода растений в трубку разветвление и удлинение корней у позднеспелых сортов ежедневно идет в больших размерах и до фазы колошения формируется около 90% общей массы корней, у раннеспелых сортов -60-70%.
Узел кущения (корневая шейка) состоит из различного числа последовательно расположенных междоузлий. Первые нижние междоузлия главного стебля удлиняются очень слабо, вследствие чего узел кущения имеет сжатое и укороченную длину. На каждом узле корневой шейки образуется обычно два или большее число придаточных корней. Каждый вторичный стебель образует подобно главному стеблю, свою придаточную корневую систему с той разницей, что вместо пары корней на каждом узле образуется единственный корень. В конечном итоге, в результате роста и развития, корни в почве разветвляются, переплетаются и образуют так называемую мочковатую систему. Корни в благоприятных условиях произрастания могут распространятся во все стороны на 15-25 см и проникать в глубь почвы у озимой пшеницы до 180 и больше см, у яровой пшеницы - 60-90 см.
На концах многочисленных разветвлений придаточные корни, как и зародышевые, несут корневые волоски, которые размещаются на концевой длине корешков на расстоянии 0,1-1,5 см от их конца, и при росте корня они следуют за его верхушкой. Придаточные корни составляют основную массу корневой системы, поэтому они больше покрыты частицами земли, зародышевые (рис. 4.3).

Корневая система пшеницы


Всасывание питательных веществ корнями проходит исключительно на участке, покрытым волосками. Отсюда следует, что не вся корневая система участвует в поглощении питательных веществ и воды, а только участок, покрытый волосками. Невзирая на то, что в почве имеются все необходимые элементы для жизни волосков, последние через некоторое время съеживаются и прекращают свое существование. Пробковая ткань, которая образуется в коре корня после отпадания волосков, не пропускает в растение воду и растворимые в ней питательные вещества. Поэтому корни состоят из деятельной и недеятельной части. Ту часть корневой системы, где имеются волоски, называют иногда функционирующей областью корневой системы.
Участок, который бывает покрыт волосками, невелик и находится между кончиком корня и местом опробковелых клеток. Несмотря на кажущуюся небольшую величину рабочей области корней, как длина их, так и поверхность корневых волосков достигают громадных размеров - более 10 км. По этому случаю хорошо сказал Тимирязев: “Самое смелое воображение оказывается позади действительности”. Корни пшеницы проникают обычно в почву на глубину до 180 см и даже глубже.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что отличить придаточные корни от зародышевых корней можно по частицам земли, которыми они бывают покрыты больше или по анатомическому строению корня: зародышевые корни имеют более рыхлое строение, чем придаточные (узловые).
Зародышевые корни опережают в росте придаточные корн, примерно на 20-25 дней, поэтому к моменту кущения при благоприятных условиях в почве достигают полуметровой глубины и через месяц после появления вторичных корней, проникают в почву на глубину, почти вдвое больше, чем придаточные корни.
По данным Носатовского, корни у пшениц ежедневно дают прирост около 2 см (табл. 4.3). Аналогичные данные были получены Ротмистровым еще в 1907 году в районе Одессы.

Корневая система пшеницы


У озимой пшеницы оптимального срока посева по черному пару зародышевые корни распространяются в почве с такой же скоростью, как и у яровой, и ко времени наступления зимы достигают на черноземах глубины 70-100 см и больше. Узловые корни, запаздывая в своем появлении на 20-25 дней, к зиме проникают на глубину 36-60 см. Поэтому, чем раньше высевают озимую пшеницу, тем глубже проникают корни в почву.
Исследования Медведева, Кравцова, Балашова, Чижова показали, что у озимой пшеницы зародышевые корни остаются жизнеспособными до молочно-восковой спелости зерна. Осенью, а затем и весной, при наличии влаги в верхнем слое почвы, из узлов кущения появляются новые стеблевые корни и, таким образом, корневая масса увеличивается. В сухую осень и весну стеблевые корни не развиваются, и растения существуют только за счет первичных корней.
У озимой пшеницы корни растут до молочно-восковой спелости зерна. Рост их зависит, прежде всего, от сорта (табл. 4.4).

Корневая система пшеницы


Такая зависимость распространения корней у озимой пшеницы наблюдалась во всех зонах ее возделывания при достаточных запасах влаги в почве. При недостатке влаги в почве, в частности если посев проведен по непаровым предшественникам, пшеница слабее развивала корни, и к зиме они проникали в глубину: первичные - до 50-70 см, вторичные - до 20-30 см.
Губанов, Кузнецов отмечали, что распространение корней пшеницы в различных горизонтах почвы, а также их проникновение вглубь, зависело от глубины увлажнения почвы.
Изменяя глубину увлажнения почвенного слоя с помощью поливов, можно оказывать большое влияние на формирование корневой системы. Так, если полив проводят небольшими и средними нормами, то корневая система развивается в верхних слоях почвы. Чем больше поливная норма и лучшее промачивание нижних слоев почвы, тем глубже проникают корни. В этом случае корни, в буквальном смысле идут за водой и прекращают свой рост в глубину только достигнув слоя почвы с влажностью, близкой к коэффициенту завядания.
Распространение корней в почве зависит от состава почвы, ее плотности и увлажнения. Так, на дерново-подзолистых почвах и оподзоленных суглинках до 90% массы корней размещается на глубине 0-20 см. В более глубокие слои почвы корни проникают главным образом по червоточинам или по ходам старых корней.
На суглинистых почвах по данным Соколовского, распределение корней по горизонтам почвы составляет: на глубине 0 -20 см - 61 % от всего количества корней, 40-60 см - 6%, 60-80 см - 3%, 80-100 см - 2%.
На черноземах, в нормальные по увлажнению годы, основная масса корней распространяется почти равномерно в горизонте 0-60 см.
В засушливых условиях (восточные области Украины, Поволжье) в верхнем слое почвы размещается 30-40% всей массы корней, большая же часть их расположена в слое почвы 40-60 см. Орошение и увлажнение почвы способствует увеличению количества корней в верхних слоях.
На солонцах большая масса корней размещается в горизонте 40-60 см. Так, как солонцы при высыхании растрескиваются, то корневая система часто подвергается разрыву, что ведет к нарушению роста корней.
Следует особо подчеркнуть роль проникающих на большую глубину корней пшеницы. Хотя, этих корней и немного, но в период налива и созревания зерна в районах недостаточного увлажнения, в основном они снабжают пшеничное растение водой из глубоких горизонтов. В этот критический период, когда верхние слои почвы почти всегда бывают иссушены, корни, проникающие на большую глубину, извлекают влагу из нижележащих горизонтов почвы. Незначительный объем этих корней требует усиления их работы по поглощению воды и питательных веществ. По данным Колосова и Ухиной, уменьшение объема узловых корней в 3-2 раза снижает поглощение воды на 25%. Такое же уменьшение объема зародышевых корней снижало усвоение фосфора в 1,5 раза. Поглощающая деятельность отдельных корней чрезвычайно усиливается при их встрече с местами почвы, где содержится большее количество питательных веществ, например, с гранулами удобрений.

Читайте также: