Девочка со спичками описание елки

Обновлено: 15.09.2024


ЁЛКА - камерная моноопера со сквозным развитием действия (картины меняются без перерыва), приближающаяся к вокально-симфонической поэме. Ребиков отказывается от привычных оперных форм - арий, ансамблей, хоров, заменяя их сплошным, непрерывно развивающимся потоком музыкального действия, основанном на развитии группы лейтмотивов.

Спектакль Московского музыкального театра АМАДЕЙ "Девочка со спичками" по опере В. Ребикова "Ёлка" и пьесам из фортепианного цикла П. Чайковского "Времена года". Часть 3.
Видеоверсия: Япония, Maebashi - Tokyo, Январь 2007. Девочка - Екатерина Артемова. Мать - Елена Околышева. Принц - Александр Каминский. Соло на рояле - Юлия Лев. Постановка Олега Митрофанова.

Самый популярный номер оперы - знаменитый вальс, являющийся кульминацией всего произведения, трогательный, поэтически-нежный и печальный

В 1-й картине он звучит в фортепианном исполнении (ремарка композитора "Автор желал бы, чтобы вальс был исполнен на рояле (не пианино) хорошим пианистом"),


а во 2-й - в изысканной инструментовке с унисонами скрипок и флейт, тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.


Трогательный, меланхоличный, тихий зимне-звенящий вальс.

И давно уже живет он отдельной жизнью.

В исполнении народных инструментов.


В голосах детей.


В звучании электронном.



Еще два фрагмента из оперы "Елка"- Марш гномов и танец клоунов.

Композиция истории одночастная, рассказ состоит из двух частей. Удивительным образом похоже, почти параллельно, развиваются и сюжеты этих произведений. Волей случая наши герои оказываются на улице.

В качестве основного художественного приёма оба писателя используют антитезу. Мрачным картинам подвалов, тёмных улиц и тусклых фонарей авторы противопоставляют необычной красоты видения и мечтания юных героев. И удивительно — картины эти так похожи!

Как мы видим, для детей ёлка становится символом благополучия, гармонии, счастья и уюта. Но всё это они не могут получить здесь, на земле. Оба писателя понимали, что жизнь и общество слишком жестоки к детям. Наверное, поэтому финал и рассказа, и истории одинаковый: судьба героев сложится трагически, они умрут от холода и голода.

“В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками”.

“А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе”.

Особо следует сказать об отношении автора к своим героям, оно мне представляется очень схожим. И Достоевский, и Андерсен сочувствуют несчастным детям. Описывая и девочку, и мальчика, писатели используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “замёрзшие пальчики“, “розовые щёчки”, “худенькие ручки”. Портретные характеристики полны жалости и нежности, сердца настоящих художников словно разрываются от боли. Ни Достоевский, ни Андерсен не наделяют своего героя именем. Думаю, в этом есть особый смысл: такая судьба была уготована многим детям.

Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих произведениях есть эпизод встречи с близкими детям людьми. Пусть даже на пороге уже другой жизни. Хотя бы таким образом, но мальчик и девочка вознаграждены за свои страдания. Оба писателя дарят своим героям один миг счастья.

“Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись к Богу”.

“Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно”.

Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье, 1996.

Достоевский Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 750.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988. С. 416.

Девочка со спичками
1.Кто главные герои сказки? Где они живут?
2.В чем тема милосердия и бессмертия души?

Мальчик у христа на ёлке
1.приведите пример из текста бессердечного отношения людей к маленькому мальчику, какая тема поднята автором?
2.Какие детки были на елке? Почему они простили мамочек

2."Мальчик у Христа на елке" написан в жанре святочного
(рождественского) рассказа.
Маленький рождественский рассказ перекликается с
Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками".
Оба рассказа о страшных судьбах детей,
повинных только в том, что они нищие,
а потому лишены всех радостей детства.
Их удел – несбывшиеся мечты и страдания.

Тема сиротства; проблема доброты и милосердия;
мотив чудесного.

Рождество, а ребенку нечего было есть и было очень холодно,
но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи,
не обращала на него внимания.
Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта,
а тот превращался в маленькое белое облачко.
Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной
корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня.
Матушка умерла.
Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала.
Мальчуган приехал из маленького городка,
где по вечерам всегда запирались ставни,
но ему всегда давали покушать.
Ах, как ему сейчас хотелось есть!
А на широких светлых улицах, кипит жизнь.
За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку,
веселых детишек, которые бегают и играют.
Все залито светом; вокруг "Христовой ёлки" кружатся и
летают сияющие дети;
их матери стоят тут же:" Каждая узнает своего мальчика или
девочку, а они подлетают к ним и целуют их,
утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не
плакать, потому что им здесь так хорошо".

После описания детского праздника автор воспроизводит
восхищение мальчика увиденными куколками,
"маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица",
которые были "совсем как живые".
Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они,
"живые куколки", противопоставлены мертвым душой людям.
Тем временем он совсем замерз:
у него покраснели и перестали сгибаться пальчики на
ручках и на ножках.
Он заплакал и побежал дальше.
Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами,
за которым сидели барыни и угощали всех,
кто к ним заходил.
Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили,
сунув в окоченевшие пальчики копеечку,
которую он не смог удержать ими, и она укатилась.
Побежал мальчуган неизвестно куда.
Ему и страшно, и тоскливо.
Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые
разноцветные платьица, и рядом с ними – скрипача-старичка.
Вдруг весело стало нашему малышу.
Только недолгой была его радость.
На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с
головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш.
К сожалению, при жизни мальчик сталкивается либо
с безразличием, либо со злобой, а с любовью встречают
его лишь на Христовой ёлке.
"Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся,
чтоб не заметить мальчика"
"Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку,
а сама отворила ему дверь на улицу"
. Барыня похожа на полицейского.
Она не выгоняет мальчика, но открывает ему дверь и
даёт копеечку.

Ласковое, дружелюбное отношение присутствует
только после смерти:
"все они целуют его, берут его, несут с собою"

Концовка рассказа грустная.
Мальчик согрелся и заснул и ему приснился сон, что он на
христовой ёлке.
А наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего
и замерзшего за дровами мальчика;
разыскали и его маму. Та умерла еще прежде его;
оба свиделись у господа Бога в небе.
Только в предсмертном видении бедному несчастному
мальчику представляется, что его приводит на райскую
елку Христос.
Мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый
любовью Спасителя, воскресает на "Его Небе",
где он обретает все, чего так не хватало ему в
действительности -
свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери.

Читать не пробовал? Там на все про все минут 15 - то есть столько времени, сколько ты потратил, пока этот вопрос пальцами тыкал.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ Истинный смысл этой сказки

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.


Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.


Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Можно подумать, что эта сказка просто из разряда жалостливых, но это далеко не так. Сегодня мне хотелось бы, чтобы вы узнали тайный смысл, который заложен в этот вроде бы незатейливый сюжет.

Г.Х Андерсен мастерски выписывал в своих творениях различные женские портреты: маленьких девочек, девушек, женщин и бабушек. Сам того не подозревая, вкладывал свои психологические проблемы в своих героинь: в их уста, поступки и жизнь в целом. Потому что его детские годы были вовсе не сахарными. Таким образом писатель пытался прожить свои детские травмы.


В Девочке со спичками так же. Для многих именно эта сказка становится очень запоминающейся, яркой и вместе с тем жестокой.

Рассмотрим вначале объектный уровень сказки, то есть внутренний мир героини. Что в нем происходит? Здесь царит холод и нелюбовь.

Обратите внимание на ее внутренних родителей: отца и мать, насколько они враждебно настроены к своей дочери. Они не дают ей родительской любви и поддержки, а напротив, заставляют отдавать по дешевке все то ценное, что у нее есть. Ее свет, творческое начало, то что следует лелеять и развивать.



Обратите внимание на то, что на маленькую, не выросшую личность накладывают обязанности, которые ей заведомо не по силам выполнить. Она обязана зарабатывать деньги, а не играть, расти и набираться сил. Таким образом поступают только люди, не заинтересованные в развитии ребенка. Это происходит в семьях, где детей растят заранее маленькими взрослыми и вменяют им в обязанности абсолютно взрослые дела: нянчить младших, готовить, вести хозяйство. Убивая ребенка в ребенке, а с ним и творческое начало. К сожалению, последствия подобного воспитания плачевны. Такие женщины часто тяготятся играми, забавами с детьми. У них отсутствует чувство юмора и проблемы с сексом.

Сейчас подумайте вот о чем: какой отклик вызвала в вашей душе эта сказка? Какие чувства вы испытываете после прочтения? Возможно вы настолько присоединились к главной героине, что есть ощущение как будто это происходит с вами. И тогда поразмыслите о том, каким своим замыслам и талантам вы не даете хода? Какие сокровенные мысли вы загнали в дальний угол, чтобы не видеть и не думать о них? Если вы сумеете на них ответить – это уже полдела, вы будете на верном пути, чтобы создать уютный теплый дом своей души.


Отогреть душу непросто, ведь для этого надо уметь прислушиваться к себе. Если бы у этой девочки были позитивные внутренние родители, то она бы знала, что ей делать в сложной ситуации. Просить о помощи, тайно заночевать в чужом сарае, пробраться в дом и там похлопотать о еде и тепле, то есть использовать все средства для того чтобы жить и творить дальше.

Я знаю один прием для того, чтобы начать формировать свою внутреннюю опору, который хорошо работает. Пофантазируйте какими бы вам хотелось видеть своих внутренних родителей: любящими, добрыми, помогающими, заботящимися о вас. Попробуйте представить себе эту картинку. Будет хорошо, если вы ее нарисуете. В трудные минуты вы можете к ним обращаться за поддержкой, это дает вам возможность почувствовать, что вы не одна, даже если весь мир отвернулся от вас.

Читайте также: