Где хранятся мощи святого луки

Обновлено: 18.09.2024

Лука Войно-Ясенский Святитель – выходец из Крыма. Стал изначально художником, а впоследствии изменил свой выбор в пользу медицины, Лука стал известным помощником для страдающих людей не только православных, а и приверженцев другой веры.

Основные факты биографии

Биография святого началась в Крыму.

Происхождение

Святой Лука, или Валентин Феликсович Войно-Ясенский, как его нарекли родители при рождении, появился на свет 27 апреля 1877 года. Местом рождения считается крымский город Керчь, расположенный на самом востоке полуострова. С самого детства Лука увлекался живописью, хотя его отец был довольно востребованным аптекарем. Однако несмотря на талант, Лука не выбрал стезю художника, а решил помогать людям.

Начало служения Богу

Луке не прививали с детства многочисленных религиозных взглядов. Отец его был католиком, а мать православной. Как он сам высказывался, большую религиозную тягу получил скорее от папы, чем мамы. Первый же религиозный опыт пришел к нему во время работы врачом на Дальнем Востоке. Во время одного из разговоров о Боге с неверующими людьми он получил приглашение стать священнослужителем. Войно уже через два дня стал дьяконом, а через неделю иереем. Но в то же время, несмотря на деятельность священника, Лука не закончил оперировать и всячески помогать людям в медицинском плане.

В 1923 году Лука принял монашеский постриг. Если говорить официальным языком, то именно после этого он взял себе церковное имя, по которому его знают большинство православных, — Лука Святитель.

Но, увы, после монашеского пострига Лука не смог продолжить свою деятельность. Через несколько месяцев в связи с военными действиями Луку арестовали, заявив, что он шпион.

лука святитель

Аресты и ссылки

Житие Святителя Луки наполнено сложностями и перипетиями судьбы. После того как его объявили шпионом, была ссылка в Туруханский край. Но несмотря на тяжелые условия, Лука не отрекся от своего истинного предназначения и продолжил всячески помогать людям. В это время он не только возрастает по церковной иерархии, но и лечит, оперирует.

Лишь в 1926 голу Лука снова возвращается к привычному ритму жизни — он прибывает в Ташкент. Сначала его назначают епископом в Рыльске, а затем переводят в Ельц. Но мирная жизнь не продлилась долго. Каток сталинской репрессии прошелся и по Луке. Обвинение, которое было предъявлено ему, — это создание контрреволюционной церкви. Под давлением, тяжелыми пытками и голодовками Святитель вынужден был сознаться в этом.

Возвращение на родину

В Крыму Лука оказался только в 1946 году. Тут же он и служил церкви, и вернулся к своей медицинской детальности — стал консультантом симферопольского военного госпиталя. Но в 1955 году он полностью ослеп, что заставило его оставить медицину навсегда. С 1957 года начинает диктовку своих дневников, благодаря которым удалось восстановить жизнеописание Луки.

Борьба с ересью и сектанством

Святитель Лука постоянно занимался борьбой с ересью и сектантством. Это можно проследить и по описанию происходивших тогда событий (к примеру, архиепископ отдельно отмечал заслуги Луки на этом поприще), и в самих жизнеописаниях.

святой лука

Лука не использовал крайние меры для убеждения. Влияние Луки на человека была посредственным, мягким. Однако именно это имело потрясающий эффект, так как к истинной вере тогда люди приходили самостоятельно.

Врачебная деятельность

Изначально Лука поступил в Киевский университет и окончил его с отличием. Специализация анатомия позволила ему работать с различными отраслями медицинского знания. Проявил он себя как хирург, анестезиолог (хотя в те времена и не существовало современных методик). Он занимался лечением различных болезней не только в качестве врача, который принимает в кабинете, но и как полевой медик.

Лука работал во времена войны, он помогал людям как хирург. После перевода в Симферополь Лука помогал как консультант в военном госпитале. Но такая большая загруженность не мешала ему принимать людей дома — к нему выстраивались огромные очереди страждущих. Оставил медицину Лука только после полной потери зрения. Но и после Лука вспоминает с радостью о том, что успел стольким помочь людям, об этом можно прочесть в его биографии.

Смерть и канонизация

лука святитель

О чем просят

К Святителю обращаются с различными просьбами.

Благословление для родителей

Лука помогает практически всем, но сфера его деятельности, прежде всего, связана с медицинской областью. Если родители уже взрослые, испытывают трудности со здоровьем, то дети могут попросить Святителя Луку о выздоровлении или облегчении мук, которые они испытывают. Молитва Луке:

«О всеблаженный исповедник и святитель Божий отче наш Луко. В умилении сердец наших, мысленно припадаем ко святым твоим мощам, и как отца нашего просим услышать нас грешных, и молитву нашу принести ко Престолу Божьему. Моли его утвердить нас в вере и благочестии, пастырям, коим вверено спасение душ людских, даровать усердие и мудрость, и каждому ниспослать то, что послужит ему во благо на путях этой временной и быстротечной жизни.

Особо же молим тебя испросить у Господа нам, нашим близким и всем прочим Его чадам избавления от недугов и горьких болезней. Приклонив слух Свой ко всемилостивому твоему ходатайству, да ниспошлёт он облегчение всем больным, и поднимет их со одра страданий.

крест в небе

В сложные моменты жизни

В сложные моменты жизни не лишним будет обратиться и к Луке, особенно если проблемы связаны со здоровьем. При этом молитву желательно читать не только самому человеку, но и его родственникам (икона должна прилагаться).

О здоровье детей

Самая сильная защита для ребенка — это молитва, произнесенная его матерью Луке. Для того чтобы молитва начала действовать быстрей, нужно поставить около больного ребенка свечу у изголовья, поставить за ним образ святого. После этого каждый вечер читается молитва Луке.

Счастье в личной жизни

Счастье в личной жизни может быть разное: кто-то хочет выйти замуж, другие родить ребенка, а третьи — избавиться от проблем со свекровью. Разницы нет, ведь Лука поможет каждому. Главное — грамотно просить его об этом. Для начала необходимо пройти обряд отпущения грехов. После этого нельзя не только прибегать к вредным привычкам, но и максимально сделать смиренной свою жизнь. Молитва читается каждый день до сорока раз перед иконой Луки.

горит свеча

Перед операцией

Перед операцией всегда возникают сомнения и страхи, ведь это рискованная ситуация, даже если есть гарантии успеха. Молятся в этой ситуации Луке, при этом важно:

  • перед операцией помолиться, поставить три свечи за здравие (если это не может делать больной, то делает его ближайший родственник);
  • три дня соблюдать строгий церковной пост, если это разрешается медицинской практикой;
  • повторить молитву Луке три дня перед операцией по сорок раз.

Если сам больной слаб и не может произносить молитву Луке, то это могут выполнить за него родственники.

Исцеление

Молитву Луке можно произносить и в домашних условиях. Потребуется зажечь 12 церковных свечей, поставить в середину стакан со святой водой. Необходимо перед каждым прочтением молитвы креститься и отпивать глоток воды. Читают до полного исцеления от болезни.

Где находятся хранятся мощи

Мощи святого находятся в разных городах.

лука святитель

Симферополь

Женский монастырь Свято-Троицкий в Симферополе хранит мощи Луки. Прикоснуться к ним съезжаются сотни паломников со всего мира. Находится на улице Одесской.

Москва

В столице есть храм Святителя Луки. Находится на улице Белореченской.

Как правильно прикладываться к мощам

Поклонение проводят после разговора около иконы со Святителем Лукой. Перед прикладыванием к мощам проводят два поясных поклона, при этом нужно креститься. Потом — один поклон. Проводится прикладывание (но нельзя целовать святого в лик).

Реальные примеры чудес

Симферопольский свт. Лука отличился многими совершенными чудесами. Среди них известные связаны с:

  • исцелением от онкологических заболеваний;
  • быстрым заживлением ран;
  • спасением от хронических болезней.

Принимал Лука и много детей. В жизнеописаниях говорится, что ребята никогда не убегали, а выполняли все поручения Святителя.

икона луки

Иконография

На иконе Лука изображен со взглядом, который познал много горечи и страдания. Как только в доме кто-то заболевает, то вешают эту икону. При этом желательно поместить около нее 12 свечей и ежедневно молиться.

Тексты на русском языке

Пользуются следующими текстами.

Молитвы

книга и руки

Тропарь, кондак, величание

«Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Канон

Канон исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому состоит из девяти песней.

Акафист

Акафист Луке читается для того, чтобы он помог при разрешении каких-то дел, особенно связанных с медициной. Произносится после проведения обряда очищения.

К Луке обращаются с чистым сердцем и добрыми помыслами. Допустимо просить и о другом человеке, например, больном отце или муже.

Мощи Луки Крымского, находящиеся в Свято-Троицком храме Симферополя, являются местом поклонения паломников и проявления чудес. Попадая на Одесскую улицу крымского города, невозможно не заметить величественное здание — Свято-Троицкий собор. Жители южного города называют его храмом Святого Луки, к мощам которого в любое время года с раннего утра и до закрытия стоит вереница паломников.

Уникальная личность святителя и врача Луки Крымского

Известный, как врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будучи знаменитым хирургом, он получил сан священника. Патриарх Тихон дал будущему святителю разрешение на хирургическую деятельность, чем он занимался до 1955 года. В военные годы доктора Валентина трижды бросали в концлагеря за христианскую деятельность, что подорвало его здоровье, это стало причиной его болезни, за 5 лет до смерти Войно-Ясенецкий ослеп.


Священнослужители, пребывающие около архиепископа, утверждали, что даже будучи слепым, святитель мог точно установить диагноз больного и при этом еще рассказать о его будущей жизни.


По записям, сделанным в церковной книге, многие люди получили исцеления и ответы на молитвы после прошений у могилы архипастыря.


Приближаясь к нетленным мощам, следует помнить, что время пребывания около них ограниченно, поэтому следует четко сформулировать свое прошение.

Перед самой ракой необходимо:

  • наложить троекратное крещение;
  • совершить поясные поклоны;
  • прикоснуться к раке челом;
  • высказать прошение;
  • снова перекреститься.

Ответы на молитвы около святых мощей

Многие верующие свидетельствуют не только об исцелениях, но и других ответах на молитвы:

Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.


К святому врачу


Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого)


Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками

В Херсонес — в начало времен

Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город — герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).


Развалины Херсонеса

Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно — с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.

XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса — город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.

В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле — для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней — баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.



Владимирский собор в Херсонесе

В Севастополе есть два Владимирских собора – один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом – усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные – понедельник и четверг.


Свято-Владимирский собор (усыпальница адмиралов)

Херсонес сегодня — национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию — около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков — первого, шестого, десятого, девятнадцатого — здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае — древние руины утопают в море цветущих маков.

К православному святому — папе Римскому

В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент . Он был сослан на каторжные работы — вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.


Инкерман, план-схема древней крепости КАЛАМИТА и пещерного монастыря


Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь


Инкерман - один из самых древних христианских монастырей на территории Крыма

Есть в монастыре в скале пещерный храм — его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители — если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря — часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров — люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона — здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.

В монастырь над скалой Явления

В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились — и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу — и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.


Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца

Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.

После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.

В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.

От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления — та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.


Крест на скале Святого Георгия у мыса Фиолент (Балаклава)

Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы, где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.


Руины крепости Чембало с видом на море


Развалины генуэзской крепости Чембало


Самый древний православный храм Крыма – храм Двенадцати апостолов в Балаклаве

В пещерный монастырь в Крымском ханстве


Ущелье Марьям-Дере

В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере , что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.




Свято-Успенский монастырь

В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.

Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале . Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.







Пещерный город Чуфут-Кале

В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери — точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.

Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.

Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае — маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком — подъем в горку. Службы: в будни — в 6.30 , в субботу и воскресенье — в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.

В столицу древнего христианского царства


Руины цитадели на плато Мангуп Кале - средневекового 'пещерного города'

В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них — Мангуп-Кале , столица древнего христианского княжества Феодоро.



Мангуп — гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.




Мангуп-Кале

С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.

Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия — вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник — игумен Иакинф.



Мужской монастырь на Мангупе

Монастырь — храм и кельи — располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям — их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой — нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.

Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале — заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города — тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961) был уникальнейшим человеком: одновременно хирургом от бога и священнослужителем. Долгое время он работал врачом, занимаясь при этом научной деятельность, а в 1920 году стал священником, в тот тяжелый период для церкви, когда быть священником означало обрекать на себя гнев властей.

Впервые я столкнулся с именем архиепископа Луки в Саратове, где на территории Третьей Советской больницы была построена часовня в его честь. С 1909 по 1910 год он работал в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии.

Второй раз произошло во время моего знакомства с храмом в его честь в Алуште Православная часовня, ставшая храмом.

С апреля 1946 года и до момента свой смерти в 1961 году святитель Лука был архиепископом Симферопольским и Крымским.

До 2008 года Симферопольская и Крымская епархия включала в себя весь Крым.

В Алуште у архиепископа был небольшой домик на две комнаты с двориком и палисадником где-то за пределами города на берегу моря. В ней он жил вместе со своим помощником. Приёма больных здесь он уже не вёл, но иногда по просьбе знакомых ставил диагнозы, которые были безупречно точными.

Помимо прочего он не дал окончательно снести часовню, которая потом стала храмом его имени. Сейчас в алуштинском храме есть икона Святителя Луки с частицей его мощей.

Как бывает в жизни… Когда я приехал на один день (4 ноября 2014 года) в Симферополь, то не ставил задачей посетить все места, связанные со Святителем Лукой, но судьба словно подтолкнула меня отыскать их. А ведь я не знал по архиепископа практически ничего. Судьба видимо… Хотя я искал и увидел в столице Крыма много других интересных вещей.

В центре города Симферополя 2 июля 2007 года появился памятник Святителю Луки.

Возле памятника всегда живые цветы. Говорят, что среди жителей Симферополя ходит поверье, что произнесённая молитва возле памятника святому помогает в несчастье. Не знаю — не проверял.

Когда искал соборную мечеть города Симферополя Кебир Джами Старейшее здание Симферополя, то заодно обнаружил дом, где архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) жил в Крыму.

Об этом повествует мемориальная доска на доме.

Что удивительно, архиепископ не только жил в этом доме, но и вёл бесплатный приём больных. Широкой души и с бесконечной любовью к людям был человек, в котором высокий религиозный сан не погубил великолепного врача.

Интересна судьба этого места. До революции здесь располагалось подворье Космо-Дамианского монастыря. Сам монастырь находится под Алуштой, в двадцати километрах от неё.

Сначала летом 1906 года появился увиденный нами дом, а затем в 1906 — 1907 годах была сооружена домовая церковь Благовещения Святой Богородицы на Космо-Дамианском подворье.

В 1930-х годах церковь была закрыта, во время оккупации открыта, после войны её снесли.

2 июня 2001 года была освящена часовня во имя святителя Луки, исповедника, Архиепископа Крымского, которая была построена на месте снесённого храма.

Теперь со стороны улицы Курчатова (бывшей Госпитальной) дом с пристроенной к нему часовней выглядит так.

Умер Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в июне 1961 года.

После кончины архиепископа Луки три дня в храме, где он служил, шли панихиды по усопшему. В Симферополь приезжали люди их других регионов. Несмотря на жару люди шли нескончаемым потоком. Когда катафалк отправился к кладбищу — за ним шла огромная процессия. Власти Симферополя ничего с этим сделать не могли.

Архиепископ Лука был похоронен на старом кладбище возле церкви Всех святых, я там тоже побывал.

Скромная, безо всяких излишеств могила.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской православной церкви (Московского патриархата) причислен к лику местночтимых святых.

Я не специалист по православным обрядам, но в ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Могила, ка Вы видите осталась.

Ныне мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя, который расположен на территории Свято-Троицкого женского монастыря.

В 1996 году на территории монастыря был открыт музей святителя Луки.

Музей небольшой. В нем хранятся документы, фотографии, книги об архиепископе Луке, его медицинские инструменты.

Хочу лишь уточнить, что я сначала в монастыре побывал, где хранятся мощи, а уже в конце дня поднялся вверх на холм, где находится кладбище с могилой архиепископа.

Казалось больше со святителем Лукой мои пути больше не пересекутся. Но судьба — есть судьба. Когда я в мае 2018 года был в Москве, то день моего приезда оказался последним, когда в Донском монастыре можно было поклониться мощам святого.

Читайте также: