Коррекционная технология психогимнастика в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Очень важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Оценить 150 1

Методическая разработка на тему: ПСИХОГИМНАСТИКА В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие психогимнастики в детском саду…………………………..4

Структура комплекса психогимнастики…………………………..5-6

Специфика организации занятий по психогимнастике…………..7-8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….10

Дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Очень важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Понятие психогимнастики в детском саду

Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития.

Не менее важно использовать психигимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение

детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

Структура комплекса психогимнастики

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.

В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.

Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.

Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику, определяются основные воспитательные и психотерапевтические цели для данной группы в целом.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.

Специфика организации занятий по психогимнастике

Специфика организации занятий:

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.

3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.

5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Время разминки примерно 5—6 минут.

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Содержание: Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства.

Эмоции.В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях,

Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес—внимательность; радость—удовольствие; удивление—восхищение—изумление; горе—отчаяние—страдание—сострадание; гнев—злость—зависть; обида—досада; презрение—брезгливость—отвращение; страх—испуг; стыд-вина; тревога—беспокойство; сочувствие—жалость—нежность; грусть—печаль. .

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

В упражнения включают, обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

В тренинге обязательно участвуют все дети.

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Содержание: хоровое пение с элементами танца, хороводы, скандирование любимых веселых стихов с движением.

Психогимнастика нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т.д. Она важна особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Т Ц Сфера, 2003.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002

Чистяков М. И. Психогимнастика/Под ред.М. И. Буянова.- 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Одна из задач ДУ – сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического. Психическое здоровье – это благополучие в эмоционально-личностной и познавательной сфере.

Наиболее доступным методом психопрофилактики и коррекции в работе педагогов дошкольных учреждений с детьми является психогимнастика, т.к. в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение детей азбуке выражения основных эмоций (интереса, радости, удивления, грусти, гнева, страха), некоторых эмоционально окрашенных чувств (чувства вины, стыда, презрения, сострадания, пр.) и черт характера, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, пр.)

ВложениеРазмер
Методическая разработка: Коррекционные технологии в воспитательно – образовательном процессе: психогимнастика Е.А. Пожиленко 37.48 КБ
Презентация Коррекционные технологии в воспитательно – образовательном процессе: психогимнастика Е.А. Пожиленко 774.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Коррекционные технологии в

воспитательно – образовательном процессе:
психогимнастика Е.А. Пожиленко.

Одна из задач ДУ – сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического. Психическое здоровье – это благополучие в эмоционально-личностной и познавательной сфере.

Наиболее доступный метод психопрофилактики и коррекции в работе педагогов дошкольных учреждений детьми – психогимнастика, т.к. в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Все упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале (используя мимику, жесты, движения), поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение детей азбуке выражения основных эмоций (интереса, радости, удивления, грусти, гнева, страха), некоторых эмоционально окрашенных чувств (чувства вины, стыда, презрения, сострадания, пр.) и черт характера, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, пр.) Используя различные этюды и игры, детей учат выражать эмоциональные состояния и чувства при помощи мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (выразительные движения всего тела), вокальной мимики (выразительные свойства речи).

Обучение выразительным движениям заслуживает пристального внимания ещё и потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики, жестов, речи затрудняет общение с окружающими.

В психогимнастике активно используются упражнения на чередование и сравнение противоположных по характеру движений:

  • напряжённых – расслабленных,
  • резких – плавных,
  • частых – медленных,
  • вращений тела и прыжков,
  • свободного передвижения в пространстве

и столкновения с предметами, замирания.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение.

Для обучения навыкам саморасслабления в психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, предполагающий последовательное расслабление мышц рук, ног, туловища, шеи и лица. Расслабляющие упражнения способствуют сбросу эмоционального напряжения у детей, накапливающегося в течение дня.

Занятия по психогимнастике в первую очередь показаны детям, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, непоседливость; вспыльчивость, застенчивость.

Как же может педагог использовать психогимнастику в своей работе?

Прежде всего, психогимнастику хорошо проводить во время физкультминуток на занятиях. Это поможет детям не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу.

Также психогимнастику рекомендуется проводить утром, когда дети только пришли в детский сад. Упражнения помогут настроить детей на позитивный лад, доброжелательное отношение друг к другу.

Для проведения психогимнастики можно использовать:

  • Этюды на имитацию различных природных явлений.

Например, воспитатель называет разные явления природы (ветер, дождь, листопад, снегопад и др.), а дети показывают их при помощи жестов и движений. Затем по предварительной договорённости с педагогом, один из детей показывает какие-либо явления природы, а остальные отгадывают.

  • Этюды на имитацию эмоциональных состояний (страх, гнев, робость).

В детский сад пришел молчок -

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд "Робкий ребенок"), затем согласно тексту, преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд "Смелый ребенок").

  • Этюды на выражение эмоции страха полезны детям, имеющим различные опасения.
  • Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей.
  • Упражнения на чередование противоположных по характеру движений (психомышечная тренировка показана детям с гиперактивностью, невротическими проявлениями).

Например: Детям говорят: Представьте, что мы гуляем по лесу. Кар-кар-кар! Прилетела любопытная ворона, села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное. Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну сторону, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена. Смотрите с любопытством: что же там интересного? . Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжёлая, никак её не поднять.

  • Этюды на развитие внимания (рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, страхами).

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

  • Этюды на психомышечную тренировку без фиксации внимания на дыхании.

Например: Игра "Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.

  • Этюды на психомышечную тренировку с фиксацией внимания на дыхании.

Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигатель тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит а ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения: Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

  • Этюды на отображение положительных черт характера.

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.

  • Этюды на преодоление двигательного автоматизма (для гипер- и гипоактивных детей, а также тем, у кого снижены внимание и память).
  • Этюды на имитацию поведения животных, людей, сказочных персонажей.

Воспитатель предлагает двум детям (по желанию) выйти перед группой. Одному из них предлагает показать какую-нибудь позу и вернуться в и. п. другой ребёнок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

  • Этюды направленные на профилактику и снятие тревожного состояния.
  • Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей.

Цифры все хоть что-то значат,
Только Ноль несчастный плачет –
Он не значит ничего,
Будто бы и нет его.
Девять с ним дружить не хочет,
Восемь голову морочит,
Семь, Шесть, Пять смеются вслед,
И Четверке дела нет.
Стали Три и Два дразниться.
И пошел Ноль к Единице.

Позади нее он встал
И ничем быть перестал.

А с Нулем и Единица
Сразу в Десять превратится.
Прекратили цифры смех,
Ведь Десятка больше всех!
Вот она сидит на троне
В новой золотой короне,
Даже гордой Девяти
В свиту к ней пришлось пойти

Занятие может включать такие вспомогательные средства, как рисование, музыка, сочинение историй, игры с пиктограммами (схематичные изображения эмоций).

Актуально использование психогимнастики в работе с детьми с нарушениями речи, поскольку общее недоразвитие речи часто бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности.

Учитель-логопед может использовать:

  • психогимнастические этюды в организационный момент на занятиях:
  • этюды, игры и упражнения для работы над мимикой и голосом:

Говорит попугай попугаю:

- Попугай, попугай, я тебя попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

- Не пугай, не пугай, не пугай!

Дети изображают в парах или по подгруппам сердитого и испуганного попугая.

  • игры, упражнения в структуре занятия в качестве физминутки:

Свалился во сне.

Не менее важно использовать психогимнастику в работе с практически здоровыми детьми. В данном случае проведение психогимнастических этюдов, игр и упражнений носит психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка эмоций. Кроме того, у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, доброта, смелость).

Данную технологию можно активно применять на музыкальных и физкультурных занятиях:

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали. (трясутся от страха)

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать!

- Так попробуй нас догнать!

Тихо, куколка, сиди,

Мою маму не буди.

Прыгай, кукла, веселей!

Буди маму поскорей!

Психогимнастику применяют неоднократно в течение дня для сброса эмоционального напряжения. Время для неё в режиме дня определяет педагог. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня, если речь идёт о подвижных играх с мимическими и пантомимическими движениями. Расслабляющие упражнения проводят после дневной прогулки, перед сном и в другое время, когда дети перевозбуждены.

Несомненна роль психогимнастики в поддержании и улучшении эмоционального и физического самочувствия педагогов.

  • Для снятия психологических барьеров, эмоциональной разрядки, а также для решения определённых развивающих и обучающих задач, разыгрывают различные этюды на педагогическую тематику.
  • Для снятия напряжения в течение дня можно использовать следующее упражнение: Вспомните историю барона Мюнхгаузена, когда он, попав в болото, пытался вытянуть себя за волосы. Мы же попробуем вытянуть себя из болота негативных эмоций при помощи стула.

Сядьте на стуле в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул двумя руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторив это упражнение несколько раз, вы почувствуете, как отступают волнение и возбуждение.

Таким образом, психогимнастика является весьма доступным методом в оздоровительной и коррекционной работе с детьми системе в ДУ. Психогимнастические игры, этюды и упражнения применимы в любых видах деятельности. Их использование в профилактических целях не требует специальной подготовки. Используя фантазию, воображение, педагоги, родители и дети могут участвовать в создании новых образов для выразительных движений.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 1999

Чистякова И.М. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В психогимнастике активно используются упражнения на чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряжённых – расслабленных, резких – плавных, частых – медленных, вращений тела и прыжков, свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами, замирания . Занятия по психогимнастике в первую очередь показаны детям, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, непоседливость; вспыльчивость, застенчивость. А также использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки . В данном случае проведение психогимнастических этюдов, игр и упражнений носит психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка эмоций. Кроме того, у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, доброта, смелость).

Изучая на математике число 10, можно разыграть по ролям стихотворение. Цифры все хоть что-то значат, Только Ноль несчастный плачет – Он не значит ничего, Будто бы и нет его. Девять с ним дружить не хочет, Восемь голову морочит, Семь, Шесть, Пять смеются вслед, И Четверке дела нет. Стали Три и Два дразниться. И пошел Ноль к Единице. Позади нее он встал И ничем быть перестал. А с Нулем и Единица Сразу в Десять превратится. Прекратили цифры смех, Ведь Десятка больше всех! Вот она сидит на троне В новой золотой короне, Даже гордой Девяти В свиту к ней пришлось пойти! Занятие может включать такие вспомогательные средства, как рисование, музыка, сочинение историй, игры с пиктограммами (схематичные изображения эмоций).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Использование психогимнастики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая часть.

Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания. Основная цель этой программы - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Основные достоинства психогимнастики:

игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

сохранение эмоционального благополучия детей;

опора на воображение;

возможность использовать групповые формы работы.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

В последние 10 — 15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков — так называемый тренинг социальных навыков.

В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Практическая часть.

Участники делятся на 2 группы. Образуют два круга (внешний и внутренний). Обмениваются приветствием с каждым (с определенными действиями под рифмовку, двигаясь по кругу).

Здравствуй друг- рукопожатие.

Как ты тут?- похлопывая по плечу с боку

Где ты был?-похлопывая по плечу сверху

Я скучал- обе руки прижимаются к сердцу

Ты пришел?-обе руки кладутся на плечи

В первом упражнении мы предлагаем вам почувствовать эмоциональное напряжение, которое может возникнуть внутри человека по средствам воздушного шарика.

Цель: научить безопасным способам выражения раздражения, снятия эмоционального напряжения.

- Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения, гнева, напряжения.

- Скажите, может ли сейчас (держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?

- Что случится, когда чувство раздражения, напряжения переполнят человека? (шарик разорвется, а в случае человека – у него может произойти эмоциональный срыв или какое-либо агрессивное действие).

- А может ли человек, который переживает психоэмоциональное напряжение или раздражение оставаться спокойным, продуктивно думать, что-то качественно, хорошо выполнять?

Психолог лопает свой шарик.

- Что случилось с шариком?

- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?

- Может ли такой способ выражения раздражения, снятия эмоционального напряжения быть безопасным? Почему?

- А теперь надуйте еще один шарик, но не завязывайте его, а крепко держите в руке, не выпуская воздух. Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – это чувства раздражения, тревоги, напряжение.

- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова его зажмите.

- Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Взорвался ли шарик. Когда вы выпустили из него воздух?

- Можно ли такой способ выражения чувств считать более безопасным? Почему?

- Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

- Какой вывод вы можете сделать после данного упражнения? На какие размышления оно Вас натолкнуло?

Вывод: этот воздушный шарик – показатель нервно-психического состояния человека, а способ выхода воздуха из него – это ассоциация со способами регуляции своего эмоционального состояния.

Психогимнастика – это вид групповой терапии, основанный на невербальном общении (пантомиме, мимике) и двигательной экспрессии. Комплекс групповых упражнений направлен на коррекцию психоэмоционального развития и развитие эмоционально-личностных качеств.

В игровой форме предупреждаются психопатологии, а ребенок получает и развивает навыки чтения невербальных сигналов. Как психолого-педагогическая и психолого-терапевтическая методика психогимнастика может применяться в качестве дополнения к образовательным мероприятиям в дошкольном образовательном учреждении.

Дети выполняют упражнения

Цели и задачи

У каждого из предлагаемых коллекции упражнений для психогимнастики игр и этюдов есть конкретные задачи. Общая цель всех мероприятий — развитие и эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

Дети учатся общаться, используя невербальные сигналы и считывать их у напарников по играм, понимать и сопереживать состоянию другого. Одновременно происходит профилактика и психокоррекция отклонений — укрепление психологического здоровья и эмоциональной устойчивости, развитие навыка общения с окружающими и сглаживание барьеров, снятие напряжения и получение новых инструментов самовыражения.

Отдельной ветвью психотерапии психогимнастику предложила считать Маргарита Ивановна Чистякова, выпустившая ряд пособий и книг по применению техники на практике.

Задачи, решаемые с помощью психодиагностики, можно разбить на три блока:

  1. развитие познавательных способностей;
  2. расширение эмоционально-волевой сферы;
  3. улучшение коммуникативных навыков.

Психогимнастика в ДОУ является и инструментом для работы в этих направлениях:

  • При реализации первого блока задач дети получают условия для наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления. Выполняя игровые упражнения, они тренируют звуковую и визуальную память, усидчивость и внимание. Одновременно расширяется вариативность познавательных мотивов.
  • Второй блок задач включает появление и закрепление навыков произвольного осознанного поведения. У ребенка должен появиться интерес к окружающим, понимание и сопереживание, осознанная рефлексия и умение справляться с нахлынувшими эмоциями в рамках социально-допустимого поведения. В период подготовки к школе эти же занятия должны предупредить эмоциональные проблемы, снизить тревожность и возбудимость, научить делиться переживаниями и бороться со страхами.
  • Акцент на коммуникативные навыки ценен сам по себе в период адаптации ребенка к коллективу детского сада и необходим при подготовке к школе. Психогимнастика формирует устойчивую мотивацию к процессу обучения, спорту, здоровому образу жизни. Ненавязчивые игровые упражнения учат детей работать в коллективе, что становится незаменимой практикой для подготовки к проектам уже в рамках школьной программы.

Качественная программа психогимнастических занятий охватывает все три сферы, решая целый ряд задач. При разработке и проведении педагог должен учитывать возраст детей, психолого-социальную готовность группы и уровень взаимодействия детей между собой.

Приемы комплектации групп (выбор детей с разными проблемами и добавление малышей с высоко развитыми коммуникативными навыками для ориентира и вовлечения других участников) повышают эффективность программы.

Дети в кругу

Плюсы

Игра является основным видом деятельности для малышей. Дети охотно увлекаются новой предложенной игрой, соревнуясь и поддерживая друг друга. Для детей психогимнастика кажется развлечением, заменой типовых физкультминуток, которыми разбавляют занятия.

Второй серьезный плюс — возможность проведения педагогом любого профиля без привлечения психолога или дефектолога. Навыки проведения таких занятий может освоить даже родитель, привлекая в качестве дополнительных участников других членов семьи или детей знакомых.

Занятие с детьми

Психогимнастика в детском саду

Психогимнастика для детей в детском саду может быть добавлена в качестве самостоятельной программы или включена в перерывы между другими занятиями. Ее актуальность не теряется с возрастом и уровнем развития детей, — на новой ступени те же упражнения и сценарии только приобретают новое значение.

Для лучшего результата психогимнастика для дошкольников проводится в постоянной группе, где постепенно формируются психоэмоциональные связи между детьми. Оптимальный блок упражнений — не менее 20 занятий.

Педагоги могут предлагать новую форму деятельности в коррекционных группах или при участии всех детей. Это позволит закрытым эмоционально детям тянуться за более раскованными, а последним понять ощущения закомплексованного напарника. Инклюзивное воспитание дает дополнительные результаты здоровьесберегающих приемов психологии.

Психогимнастика у детей

Упражнения

Все упражнения, групповые игры и этюды в паре, разработанные для психогимнастики, имеют пять основных фаз. Методикой предусмотрена работа взрослого на каждом из этапов:

  1. Подготовка. С помощью яркой игрушки или нового для детей предмета педагог привлекает внимание детей, переключается на новую деятельность. На этом же этапе объясняются правила игры — формат работы, очередность выполнения действий.
  2. Проживание действий — основная фаза. Дети выполняют поставленные задачи, работая на задуманный автором упражнений результат.
  3. Организация эмоционального общения подразумевает обмен ролями и попытку почувствовать себя на месте напарника. Ребенок уже в вербальной форме пытается и учится описывать свои впечатления, ощущения.
  4. Этап контролируемого поведения — поиск выводов из предложенных ситуаций и ощущений. Поиск формы действий в той или иной ситуации, имеющей отношение к теме этюда. Этап может быть перенесен на внеурочное время — дошкольник и взрослые, находящиеся дома, могут повторно разобрать ситуации и найти алгоритм разумного поведения для каждого из случаев.
  5. Заключительный этап — восстановление эмоционального состояния детей, возврат к обычной деятельности, контроль выхода из заданной роли.

От возраста детей зависит форма проведения каждого этапа. С малышами больший результат дает ролевая игра, детям дошкольного возраста может преподнести психотренинг в более взрослой форме. При работе со сложными группами важен психодиагностический материал — результаты предварительного тестирования и информация от психолога.

Психогимнастика с мячом

Для детей 3-4 лет

Картотека занятий для детей младшего дошкольного возраста включает игры на расслабление, мотивацию и пластические или кинезиологические этюды, важные для физического развития. Упражнения сопровождаются запоминающимися простыми стишками или считалками, музыкой. В качестве пояснений для действий и эмоций используются простые, знакомые детям примеры — погодные явления, герои сказок.

Вставшие в круг дети передаю мяч или любой другой предмет, называя соседа ласковым прозвищем. В некоторых случаях потребуется подсказка взрослого, поясняющего значение новых слов.

Детям предлагается почувствовать себя цветочком на лужайке — спящим зернышком, пробуждающимся стебельком, цветущей ромашкой. Руководитель дает новые вводные, которые дети показывают (ветер, холодный дождь, солнечные лучи, теплый дождик).

Упражнение Цветок

Дети по команде поднимают воображаемую штангу. Она может быть очень тяжелой, неподъемной, с трудом поднимаемой и легкой. Дети имитируют напряжение и расслабляют мышцы, получают долю положительных эмоций после установки рекорда.

Из картинок с нарисованными детскими ценностями (конфеты, игрушки, украшения) ребенку предлагается выбрать 3 самых ценных и сделать свой сундук с сокровищами. Затем пираты роют яму, укладывают тяжелый сундук. Если какой-то енности нет, ее можно нарисовать. В завершении дети могут выбрать самое ценное из сокровищ других детей, пояснив, чем понравился клад соседа.

Вариантом игры может стать постепенная заморозка. Ведущий объявляет, какая рука или нога попадают в луч света. Остальные части тела остаются подвижными.

Для детей 5-6 лет

В период подготовки к школе на первое место выходят задачи формирования навыков усидчивости, внимания, умения мобилизоваться. Дети в ходе занятий тренируют память, внимание, мелкую моторику. Упражнения при этом должны оставаться игровыми, хотя их правила заметно усложняются по сравнению с упражнениями для младшего школьного возраста.

Перед упражнением детям объясняются правила — один хлопок означает остановку на месте, два — разворот направо, три — налево, а четыре — на 180 градусов. По команде прохожие начинают хаотичное движение. После сигнала выполняют команду. Усложнением занятия будет работа в паре. Те же условия, но дети ходят, держась за руку или под руку.

Каждый из детей берет роль буквы алфавита (1-2). Если детей меньше, остальные не стоит использовать, чтобы не путать малышей. Ведущий объявляет слово. По очереди нужная буква хлопает в ладоши. Точкой становится общий хлопок. Задание развивает память и внимание, навык чтения.

Упражнение проводится в группе 5-6 человек. Ведущий создает порядок – цепочку детей. После сигнала один ребенок отворачивается, а остальные меняются местами. Задача вернувшегося — снова расставить детей на свои места.

Навыки реальной азбуки не используются, ведущий взрослый берет случайные ритмичные фразы, простукивая их карандашом. Ребенок должен повторить их. Остальные дети большим пальцем (вверх или вниз) показывают, были в телеграмме ошибки или нет.

Один ребенок отворачивается, остальные репетируют показанное педагогом выражение лица (лично или на картинке). Вернувшегося встречают такой атмосферой. Ребенок должен сказать, какое настроение у семьи. На завершающем этапе можно обсудить, как себя чувствовал тот, кого встретили грустные домочадцы и как встреченный счастливыми. Можно обсудить и способы коррекции настроения.

Литература

  • Агапова А. И., Давыдова М. А. “Веселая психогимнастика или Как научить ребенка управлять собой”.
  • Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”
  • Алябьева Е.А.”Занятия по психогимнастике с дошкольниками”.
  • Готтман Джон “Эмоциональный интеллект ребенка”.
  • Хрящевой Н. Ю. “Психогимнастика в тренинге”.
  • Чистякова М.И. “Психогимнастика”

Презентация

Психогимнастика является одним из самых доступных способов коррекции психопатологий и их профилактики. Игровая форма доступна и не занимает много времени. Педагог может подобрать упражнения с учетом состояния детей, уровня развития и их количества в группе. Анализируя состояние после занятий, можно корректировать и дополнять программу занятий.

Читайте также: