Посадка комнатных растений с детьми

Обновлено: 04.10.2024

-Расширять знания о комнатных растениях, о целебных свойствах растений.

-Познакомить с несколькими видами комнатных растений. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.

-Учить правилам безопасного поведения в ходе экспериментирования.

- Учить высаживать отростки растений в горшочки.

-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.

-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.

-Активизировать и расширять словарь детей.

Методы и приемы : наглядный, словесный, практический – экспериментирование, труд, моделирование.

Предварительная работа : Беседа о комнатных растениях.

Наблюдения за комнатными растениями в группе детского сада;
Труд по уходу за растениями в уголке природы.

Отращивание отростков комнатных растений.
Посадка семян яблони, фасоли, цветов петуньи.

Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
( Комнатные растения )

-Сегодня наше занятие мы посвятим чудесному творению природы -растениям. Растениям не простым, а тем, которые мы можем увидеть в нашей группе. Посмотрите, сколько прекрасных цветов нас окружает. Мы как будто находимся в необычном дивном саду. За окном снег, а эти растения радуют нас своим великолепием, как будто у нас здесь кусочек лета.
Воспитатель:
- Почему же они называются комнатными? (эти растения живут только в комнате )
- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатными. Они требуют более комфортных условий.

-Дети, а как вы думаете, зачем нужны комнатные растения?

-Они очищают воздух; Они служат для украшения; Выделяют кислород; Приносят радость людям.

Воспитатель :

- Вспомните, что необходимо для растений?

- Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с листьев пыль .
- Какое пятое условие для роста растений?

Воспитатель: Помощников растений пять, как пять пальцев на руке.
Дети: Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

"Наши красные цветки (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит ( помахать руками перед собой)

Наши красные цветки ( плавно сжать пальцы)

Головой качают, (плавно опустить их на стол)

"На окне в горшочках ( сидят на корточках в кругу)

Поднялись цветочки. (медленно встать)

К солнцу потянулись, (тянутся на носочки, подняв руки вверх)

К солнышку листочки (разводят руки в стороны, ладонями вверх)

Развернут бутоны, (соединяют руки над головой и медленно покачиваются)

В солнышке утонут!"

Воспитатель:

-Посмотрите ещё раз на комнатные растения в нашей группе! Кто знает, как они называются?

Если дети затрудняются, воспитатель напоминает названия растений.

- Фиалка, герань, декабрист, хлорофитум, щучий хвост…

-А как можно размножать растения?

-Какие растения мы сажали семенами?

-Яблоню, фасоль, цветы .

Воспитатель. Мы с вами заранее приготовили отростки хлорофитума, герани, каланхоэ для посадки, поставили их в воду, и у них отросли корни. Теперь вы их посадите в стаканчики. Но сначала я немного расскажу об этих растениях.

Помимо своей красоты и неприхотливости, эти растения обладают рядом полезных свойств. Хлорофитум является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества, он выделяет много кислорода. Взрослое растение полностью очищает от бактерий небольшое помещение. Этот цветок также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок людям с легочными заболеваниями, аллергикам и тем, кто часто болеет ОРВИ.

Герань-растение, которое убивает множество различных микробов, выделяя в атмосферу эфирные масла; отвар растения обезболивает; заживляет раны; лечит простуду, бессонницу.

- Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?

- Цветочный горшок, кашпо, поддон под цветочный горшок.

- Сегодня вместо горшков у нас пластмассовые стаканы. Посмотрите в днище стакана у вас отверстия.

- Как вы думаете, для чего нужны отверстия?

- Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.

- Для чего нужен поддон?

- Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол. Воспитатель. Во время работы вы должны соблюдать правила посадки растений: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила безопасности при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком (ложкой) и маленькой лопаткой – стараться не пораниться.

Демонстрация посадки комнатных растений.

Воспитатель. Но сначала посмотрите, как я буду сажать растение. У меня отросток растения каланхоэ.

Воспитатель рассказывает и показывает процесс посадки растения.

-Сначала надо насыпать дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка);

-затем насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горшка);

-сделать в центре горшка в земле углубление;

-аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать;

-полить цветок и вытереть горшок от земли;

-убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой);

-помыть руки с мылом и смазать кремом.

-Вы посмотрели, как сажать комнатные растения. Теперь приступайте к посадке отростков растений. На столе лежат все необходимые инструменты, материалы и приспособления. Выберите те, которые будут вам нужны сейчас.

-Выберите себе любое растение. Назовите растение, которое вы себе выбрали. ( хлорофитум, каланхоэ, герань)

Дети самостоятельно сажают отростки растений в стаканчики.

Воспитатель: Давайте поставим их на подоконник ближе к солнцу, когда они подрастут, мы пересадим их в большие горшочки.

Итог: Понравилось пересаживать растения? (Да). Что сегодня мы делали?

Чему новому и полезному научились?

С каким способом размножения комнатных растений познакомились?

Вы хорошо справились с заданием. И теперь нам надо продолжать ухаживать за всеми растениями.

Попробуйте вместе с детьми вырастить простые растения и доверьте несложный уход за комнатными цветами. Давно известно: совместная деятельность родителей и ребенка - залог не только хороших отношений, но и общего развития обоих. Еще лучше, если в процессе появятся общие интересы.

выращивание растений вместе с детьми

Существует очень увлекательное занятие с детьми - совместное выращивание растений. От нашего предложения практически невозможно отказаться, потому что оно поможет вам с детьми.

1) прекрасно провести время;
2) узнать много нового из области ботаники;
3) развить наблюдательность, умение анализировать и планировать;
4) развить терпение и умение "быть в ответе за тех, кого приручили."

Итак, мы начинаем.

Посейте семена бальзамина >>>

Когда-то он воплощал собой представление о мещанском уюте. Современные сорта бальзамина весьма разнообразны. Можно вырастить растения разных окрасок, в том числе с махровыми цветками. Семена бальзамина легко всходят, не требуя предпосевной обработки. Зацветает бальзамин уже на третий-четвертый месяц после посева. "Лишние" экземпляры прекрасно подойдут для украшения клумбы у подъезда, балкона или сада. Кроме того, "Ванька-мокрый" - прекрасная модель для изучения физиологии растений.

бальзамин

На фото: Новогвинейский гибрид бальзамина

  • Его стебли всегда тянутся вверх. Можно укладывать горшок на бок, и даже переворачивать вверх ногами (прикрыв чем-нибудь землю, чтобы не высыпалась), а потом наблюдать, как упорные стебли изгибаются, принимая естественное положение.
  • На его примере удобно изучать строение цветка.
  • Если опылить несколько цветков, завяжутся семена и вызреют семенные коробчки, "стреляющие" семенами, если их потрогать. Собственно, именно поэтому ботаники назвали вид "недотрогой" - Impatiens. Опылить махровые цветки будет затруднительно, а вот у простых вы с ребенком без труда найдете тычинки и пестики. Для опыления пыльцу с цветка одного растения на цветок другого можно переносить мягкой чистой кисточкой.
  • Если срезать два черенка и поставить один в обычную воду, а другой — в подкрашенную, будет прекрасно видно, как вода поднимается по сочному стеблю, окрашивая клетки. Кстати, если сделать достаточно тонкий срез стебля, то строение клеток будет видно даже без микроскопа, на просвет. Особенно, если вооружиться лупой.
  • На "пенек", оставшийся после срезки черенка с растения, можно надеть трубочку от капельницы и подставить под нее стаканчик — туда будет капать сок, наглядно показывая, как вода всасывается корнями из почвы и разносится по всему растению.

Вот как много можно сделать с обычным бальзамином, если вам интересно. А можно ничего этого и не делать - просто радоваться вместе с ребенком пышному цветению растения, выращенного "своими руками".

Займитесь размножением из листовых черенков

Посадите лист сенполии и наблюдайте за появлением деток. Еще интереснее размножать листовыми черенками стептокарпус или бегонию rex. Если лист стрептокарпуса разрезать вдоль центральной жилки и так посадить (это называется "метод тостера"), "детки" появятся по всей длине среза.

Лист бегонии представляет собой еще больший простор для черенкования. Рассмотрите его повнимательней. Если сделать надрезы в тех местах, где сходятся две жилки, а потом положить лист в плошку, слегка прижав к земле, из каждого надреза со временем появятся новые крохотные бегонии. Если новые растеньица отделять для пересадки в отдельный горшочек акккуратно, чтобы не повредить лист, то такой черенок может прожить около года, давая новых деток.

размножение бегонии, черенкование

На фото: Размножение бегонии листовым черенком

Еще интересно нарезать из листа отдельных треугольных кусочков и укоренять их по отдельности. Каждый такой фрагмент должен иметь посередине разветвляющуюся жилку.

Первое время горшочек, в который высадили листовой черенок (или фрагмент листовой пластины), надо будет накрывать банкой или пакетом, чтобы обеспечить высокую влажность.

Прорастите бегонию из клубней

Показать детям, как из темно-коричневого комка без каких-либо признаков жизни появляются ростки, а потом и листья - прекрасный способ познакомить их с огромным миром красивейших клубневых растений.

бегония

На фото: Посадка пророщенного клубня бегонии

Кстати, заодно можете загадать им вопрос: где, по их мнению, должен появиться росток, а где корни? (Наша подсказка - росток появится в лунке, в вогнутой части).

Укорените циперус >>>

Розетки циперуса укореняют вверх ногами! Этот древний источник "царской бумаги" - папируса - имеет интересные особенности не только размножения, но и роста. После того, как он укоренится "вниз головой", за ним будет занятно наблюдать и ухаживать.

Посадите луковицу гиппеаструма. >>>

Сезон продажи луковиц, полностью подготовленых к цветению, - октябрь-февраль. При покупке такой луковицы вам остается только посадить ее и поливать. Цветонос с восхитительными цветами развивается в течение двух-трех недель, в зависимости от состояния луковицы и имеющихся условий. Это позволяет "подгадать" цветение к какому-нибудь празднику (Новый год, 8 Марта, День рождения). Ведь самостоятельно выращенный цветок вместо обычного букета - впечатляет! Однако, чтобы подарок поспел вовремя, придется почитать о необходимых растению условиях и как следует посчитать. А также в точности выдержать заранее расчитанный график. Если ребенок увлекается ботаникой, биологией или географией, можно вместе с ним изучить ареал происхождения гиппеаструмов (бассейн реки Амазонки), его строение и вегетационный цикл. Гиппеаструмы относятся к геофитам - растениям, пережидающим неблагоприятные периоды в почве в виде луковиц. От геофитов при желании можно перейти к эпифитам, литофитам, петрофитам. Дети редко остаются равнодушными к необычными способами, при помощи которых растения выживают в окружающей среде.

гиппеаструм

На фото: Луковица и цветок гиппеаструма

Посадите грибы

Наибольший восторг у ребенка, без сомнения, вызвет посадка грибницы шампиньона двуспорового. Это проверено автором на личном опыте.

шампиньон, грибы

На фото: Шампиньон двуспоровый

Грибница продавалась в цветном пакетике, как обычные семена цветов и овощей. Внутри обнаружилась горсть беленьких зернышек: мицелий грибов на ячмене. Свет им не нужен, прорастают они около месяца при температуре от 10 до 22ºС, оптимальная температура — 14-18ºС. Чем ниже, тем дольше ждать результата. Главное — следить за влажностью субстрата. Мы выставили ящик в коридор, в шкаф, где обычно примерно при 16ºС зимуют наши велосипеды. Уже недели черз три дети гордо демонстрировали каждому гостю единственный выросший гриб! Перед тем, как умереть от старости (ведь срезать питомца, конечно, никто не позволил), наш гриб достиг размеров портобелло. Теперь дети ищут ответ на вопрос, почему у нас вырос лишь один гриб.

Вырастите вместе микрозелень к столу

Нет ничего проще, чем прорастить семена съедобных культур и получить столь модную и полезную микрозелень. Единственное, что нужно - это хоть какая-то влагоудерживающая среда: ватный диск, бумажное полотенце, гидрогель, собственно и сама вода, которую вы не забудете регулярно подливать в емкость.

микрозелень

На фото: Выращенная из семян микрозелень полезна и вкусна

Семена можно использовать совершенно любые, лишь бы они не были ничем обработаны. Самое приятное в таком развлечении - гарантированный и быстрый успех - первую порцию зеленых проростков можно будет нарезать практически через неделю.

Прорастите шишки и орехи

Вы замечали, что детей неумолимо тянет к собирательству: они мешками и без видимой цели собирают каштаны, любят утрамбовать пакет-другой разными шишками или желудями? Вырастить дерево из орехов можно! Вырастить сосну из шишки - тоже! Пробуйте, совершайте ошибки, делайте новые и новые попытки - весной, после естественной стратификации шанс на удачу очень высокий.

Цель: Дать детям элементарное представление об источниках загрязнение воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Продолжить знакомить детей со свойствами земли (почва, самостоятельно проводить опыты, эксперименты. Закреплять значение плодородной почвы для человека и вообще в жизни на земле.

Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности. Способствовать развитию экологической культуры.

Учить различать комнатные растения по внешнему виду, правильно пересаживать отростки в другие горшочки. Совершенствовать умение ухода за растениями. Пополнить словарь детей.

Закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Валеологическая: Выполнять правильно движения при разминке, маршировать с прямой спиной в перед не наклонятся, за столом не сутулиться.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практическое - экспериментирование.

Материалы к занятию : Салфетки по количеству детей, разовые ложечки по количеству детей, фартуки на каждого ребенка, стаканчики на каждого ребенка, Отростки цветов 3 - 4 вида, вода для опытов, чайник, полотенце, клеенка на стол.

Словарь: Нитевидные корни, традесканция, хлорофитум, драцена сюрприз, бегония, колеус, плодородная почва, дренаж.

Ход занятия.

1. Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картины, что вы видите?

Дети: Картины с изображением природы?

Воспитатель: Что значит природа?

Дети: Лес, цветы, кустарники, трава и т. д.

Ребята скажите, а в нашей группе есть часть природы? (Что это и где она).

(ответы детей, это уголок природы).

- Как называются растения, которые растут в помещении?

- Почему они не растут на улице?

- Когда их можно выносить на улицу? (летом).

Правильно. Но сейчас на улице осень и комнатные растения уже нельзя выносить на улицу.

- Почему? (переохладятся или замерзнут, у них в клетках находится вода, которая на морозе замерзнет и цветы погибнут).

Поэтому они у нас в группе.

Воспитатель: Что нужно растениям для хорошего роста? (свет, воздух, вода, тепло).

Ребята, а сейчас посмотрите, что случилось с веточками традесканции, которые нам подарили дети из старшей группы две недели назад и мы с вами поставили эти веточки в воду! Зачем? (Ответы детей) Что появилось у этих веточек? (Появились корни.)

Воспитатель: Правильно! Появились нитевидные корешки!Теперь нашу традесканцию можно посадить в почву!

Воспитатель: Посмотрите, какую сказочную посылку принес нам почтальон! Подпись на ней - старичок Лесовичок. (открываем коробку) Нам в подарок для нашего уголка природы старичок Лесовичок прислал вот эту красивую рассаду комнатных цветов : Бегония, Колеус и Драцена Сюрпрайз, почву, дренаж и новые красивые горшочки!

Воспитатель: Но, чтобы пересадить эти комнатные цветы в новые горшочки и в новую почву, сначала нужно узнать, пригодна ли она для наших комнатных растений?

Я по травке на лугу

В красных тапочках бегу. (Бег на месте).

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я! (Покачивание ногами поочередно вперед).

Ой, трава щекочется,

Мне - смеяться хочется (Поочередное подтягивание колен руками к груди)

Воспитатель: Я приглашаю вас

небольшую лабораторию, где мы с вами будем проводить опыты с землей для того чтобы посадить туда наши отростки и саженцы.

Опыт 1 : Есть в почве воздух?

Берем ложечкой землю и высыпаем в стакан с водой если появятся пузырьки, значит там есть воздух.

Появился? (Да).

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 2 : Есть ли в почве влага?

Берем почву в ложечку и высыпаем ее на салфетку, прижимаем ее другой салфеткой и смотрим. Салфетка намокла. (Да).

Вывод: В почве есть влага.

Воспитатель: Пригодна ли эта почва для посадки наших отростков и рассады? (Да).

Теперь переходим за другой стол и приступаем к посадке отростков растений и рассады. Назовите растения, которые вы садите? (хлорофитум, традесканция, бегония, драцена сюрприз и колеус.

Дети самостоятельно садят отростки растений и рассаду в цветочные горшки.

Воспитатель: Теперь поставим посаженные нами комнатные цветы в наш уголок природы ближе к солнцу, когда они подрастут мы пересадим их в горшочки побольше.

А теперь давайте наведем порядок на столах и вокруг них: вынесем оставшийся мусор упаковочные стаканы из-под рассады, подметем остатки земли и вымоем приборы, которые использовали для пересадки наших растений (совочки для земли, палочки, клееночки).

Итог: Ребята, что сегодня мы делали? (ответы детей).

Понравилось пересиживать растения? (Да).

Запомнили названия новых комнатных растений, которые разместились в нашем уголке природы? (Хлорофитум, бегония, традесканция, драцена сюрприз, колеус).

Какая почва называется плодородной? (Если в ней есть воздух, влага, питательные вещества).

Для чего нужны растения?

Все работали хорошо, молодцы. Занятие окончено.






Цель: Дать детям элементарное представление об источниках загрязнение воздуха , о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Продолжить знакомить детей со свойствами земли ( почва ) , самостоятельно проводить опыты , эксперименты. Закреплять значение плодородной почвы для человека и вообще в жизни на земле.

Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности .Способствовать экологической культуры.

Учить различать комнатные растения по внешнему виду , правильно пересаживать отростки в другие горшочки. Совершенствовать умение ухода за растениями. Активизировать словарь детей.

Закреплять социальные навыки: умение работать в группе , учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Валеологическая: Выполнять правильно движения при разминке, маршировать с прямой спиной в перед не наклонятся, за столом не горбится.

Методы и приемы : наглядный, словесный, практическое - экспериментирование.

Материалы к занятию: Салфетки по количеству детей, разовые ложечки по количеству детей, фартуки на каждого ребенка, стаканчики на каждого ребенка, Отростки цветов 3 - 4 вида, вода для опытов, чайник, полотенце, клеенка на стол.

Предварительная работа : Беседа о комнатных растениях, почве, рассматривание картин с изображением комнатных растений, чтение художественной литературы, экскурсии в зимний сад ДОУ , экскурсия в школу в кабинет биологии.

1. Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята посмотрите на картины , что вы видите?

Дети : Картины с изображением природы?

Воспитатель : Что значит природа?

Дети : Лес, цветы, кустарники, трава и т.д.

Ребята скажите , а в нашей группе есть часть природы? ( что это и где она? ).

( ответы детей , это уголок природы ).

- Как называются растения которые растут в помещении?

- Почему они не растут на улиц ?

- Когда их можно выносить на улицу? ( летом ).

Правильно. Но сейчас на улице еще и комнатные растения нельзя выносить на улицу.

- Почему? ( замерзнут, у них в клетках находится вода и она на морозе замерзнет и цветок погибнет).

Поэтому они у нас в группе.

Воспитатель : что нужно растениям для хорошего роста? ( свет, воздух, вода, тепло).

Ребята , а сейчас я предлагаю вам вспомнить нашу экскурсию в школу и посмотреть небольшой фильм.

( просмотр презентации " Экскурсия в школу " ).

Зачем мы ходили в школу?.( ответы детей ).

Что нам там дали ? ( отростки цветов ).

Воспитатель : Правильно. А мы пришли в группу и опустили их в воду.

Зачем?.( ответы детей ). Но чтобы их посадить в почву с начало нужно узнать можно ли садить в эту почву растения.

Воспитатель : А теперь я вас приглашаю в набольшую лабораторию где мы с вами будем проводить опыты с землей для того чтобы посадить туда наши отростки.

Опыт 1: Есть в почве воздух?

Берем ложечкой землю и высыпаем в стакан с водой если появятся пузырьки , значит там есть воздух.

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 2: Есть ли в почве влага?

Берем почву в ложечку и высыпаем ее на салфетку , прижимаем ее другой салфеткой и смотрим . Салфетка намокла.(Да).

Вывод: В почве есть влага.

Воспитатель: Пригодна ли эта почва для посадки наших отростков?(Да).

Теперь переходим за другой стол и приступаем к посадке отростков растений. Назовите растения которые вы садите?( хлорафитум, бальзамин.

Дети самостоятельно садят отростки растений в стаканчики.

Воспитатель: Ребята вы знаете что сегодня нашему саду день рождение ,а не хотите ли вы подарить эти цветы саду на память. (Да).

Давайте поставим их на подоконник ближе к солнцу, когда они подрастут мы пересадим их в большие горшочки.

А теперь давайте пойдем по моим руки.

Итог: Понравилось пересиживать растения? (Да).

Что сегодня мы делали?

Какая почва называется плодородной? ( Если в ней есть воздух, влага, питательные вещества).

Выращивание овощных культур, зелени или цветов в домашних условиях вместе с детьми – отличный вариант совместного времяпрепровождения. Это не только полезное занятие, но и очень увлекательное. Оно придется по душе не только ребенку, но и взрослому.

Если вы все же решили завести свой мини-огород на подоконнике, в качестве выращиваемых культур выбирайте те, которые менее требовательны к условиям и уходу.

Прежде чем, приступать к работе, подготовьтесь: запаситесь маленькими граблями и лопаткой – можно использовать игрушечные; старыми газетами и клеенкой – так вы не запачкаете пол и другие поверхности; горшочками и другими емкостями под высадку растений; домашней одеждой и защитными перчатками.

Бобовые культуры (фасоль, горох и др.)

Такие неприхотливые культуры, как фасоль и горох легко можно вырастить вместе в домашних условиях.

Пророщенные горошины или фасолинки следует поместить в емкости с плодородной почвой. В дальнейшем не забывайте регулярно увлажнять землю.

Турецкие бобы (фасоль) не только вкусные, но и красочные: их ярко-красное цветение создаст праздничную атмосферу на вашей домашней грядке.

Зеленый лук

Зеленый лук, выращенный собственными руками из луковиц, отличный вариант для первых шагов в огородничестве: культура наименее капризна к уходу и агротехническим условиям.

Читайте также: