Рассматриваемый инженерами проект выращиваемый юннатами урожай

Обновлено: 28.09.2024

ТОМСК, 15 июля. /ТАСС/. Методику ускоренного выращивания хвойных разработали для восстановления вырубленных и сгоревших лесов Кузбасса и Томской области. Первые результаты его применения позволили прорастить саженцы не за шесть месяцев, а за 22 дня, сообщили журналистам в пресс-службе Томского политехнического университета (ТПУ).

Над открытием трудились ученые ТПУ совместно с коллегами из СО РАН, в дальнейшем с применением этого метода спланируется оздать сити-ферму, где будут выращивать до 10 млн саженцев кедра и сосны для лесов Сибири.

Для ускоренного роста деревьев разработчики использовали специальные ультрафиолетовые лампы и созданные на основе торфа почвенные смеси, а также организовали особую систему освещения и полива растений.

"Мы взяли семена с высоким коэффициентом всхожести из алтайского питомника, обработали их ультрафиолетовой эксилампой, которую нам предоставили коллеги из Института сильноточной электроники СО РАН, выявили оптимальную продолжительность воздействия. Потом высадили семена в специальную торфосмесь. И через 22 дня они проросли, в обычных условиях на это нужно около полугода - нам удалось ускорить процесс почти в десять раз. Кроме того, из десяти семян у нас взошло девять, а в обычной ситуации всходят только два", - цитирует пресс-служба ТПУ инженера отделения материаловедения ТПУ Сергея Полисадова.

Перспективы

Как добавляет пресс-служба, подобным образом вырастят около 2 тыс. деревьев. К сентябрю их доставят в Кузбасский ботанический сад, где до апреля они пройдут процедуру закаливания и станут полноценными деревьями, а после их будут использовать в программах по лесовосстановлению. В настоящее время уже есть заказ от "Кузбасской топливной компании" на поставку таких деревьев.

Уточняется, что вместе с партнерами, Кузбасским ботсадом и Томским сельхозинститутом, на границе Кемеровской и Новосибирской областей будет создаваться сити-ферма - комплекс площадью порядка 3 тыс. кв. м, где будет применяться методика. Сейчас ведутся переговоры о выделении земли - для строительства нужно около 4 тыс. кв. м. Планируется, что комплекс будет производить до 10 млн саженцев хвойных в год, а при успешном применении технологии масштабироваться и в других регионах РФ.

О лесовосстановлении в Сибири и РФ

В настоящее время лесовостановление - один из приоритетов экологической политики Российской Федерации. Мероприятия по восстановлению лесных массивов в регионах проводятся в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", согласно которому к 2024 году в России должен быть обеспечен 100% баланс площади лесовосстановления и лесоразведения к площади погибших и вырубленных насаждений.

Всего в нацпроект "Экология" входят 11 подразделов: "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Сохранение лесов" и "Внедрение наилучших доступных технологий".

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений, слово­ сочетаний.

П о в т о р е н и е: написание безударных личных окончаний глаголов.

1 .Вза и мная прове рка дома шнего зада ния.

11 .Выборочный ди ктант.

Уча щиеся выписыва ют гла голы, графически объясняя оконча ­ ния.

l) В бездонную бочку воды не наносишь. 2) Кашу маслом не испор­ тишь. 3) Потерянного времени не воротишь. 4 ) Без правды и шагу не сту­ пишь. 5) Хлеб режут, а сахар колют. 6) Что посеешь, то и пожнешь.

Что надо знать, чтобы пра вильно на писать безуда рн ые лич­ ные оконча ния гла голов? ( Их спряжение.)

- В написан ии суффи ксов каких причасти й нужно знать спря ­ жен ие гла голов, от которых они образова ны? (Действительн ых на ­ стоя щего времен и. )

111.Запись словосочета ний с графически м объяснением напи­ сания суффиксов.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся ста ­ дион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, слышавший шорох, стелющийся туман.

IV. Соста вьте новое слово, взяв от дан н ых слов указан ные зна ­ чимые части.

-п-р-е-,красныи

колющl ий 1

( преодолевающий )

С полученным словом учащиеся должны составить словосочета ­ ние: данное слово должно быть в нем главным; затем придумать предложение, записать его, объяснив графически знаки препина ния.

Например: 1 Человек I, 1 успешно преодолевающий свою лень 1 ,

может многого добиться.

V. Объяснение нового материала.

Анализ материала на с. 48 учебника. На основании наблюдений делается вывод об образовании страдательных причастий настоя ­ щего времени и о написании в них суффиксов. Работа с таблицей ( см. уроки 9- 10).

VI. Залпись в словарь.

Движимый ( искл. ), следующий , будущий.

Vll. Упражнения на закрепление материала.

1. Образуйте от данных ниже глаголов страдательные причастия настоящего времени; графически объясните написание суффиксов.

О б р а з е ц: отправлять ( 1 спр.) - отправляый.

Отправлять, прикрывать, решать, возводить, сооружать.

Вывод: в написании каких суффиксов причастий необходимо опираться на спряжение глагола? ( Суффиксов причастий настоя­ щего времени, как действительных, так и страдательных.)

Обра щаем внимание учащихся на то, что многие глаголы не об- разуют страдательных причастий настоящего времени, наприме р: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и пр.

2. Запишите, объяснив. на писание суффиксов страдательн ых причастий настоящего времени.

Рассматриваемый инженерами проект, выращиваемый юннатами уро­ жай, оберегаемые детьми саженцы, едва слышимый голос, заполняема я во­ дой канава, подгоняемая ветром лодка, управляемая по радио модель.

С двумя-тремя словосочетаниями составьте предложения; запи ­ шите их, обозначив графически причастный оборот.

3. Объяснительный Щ1ктант (с графическим объяснением написания суффиксов причастий и знаков препинания при причастном обороте ).

1) К реке сбегает тропинка, едва видима я во мгле. 2) Серебрится ре­ ка, слабо оза ряемая луной. 3) Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром. 4 ) Чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине.

5) Вдали стоял почти невидимый лес. 6) Разгорался костер, раздуваемый ветром. 7) Труден перелет, совершаемый птицами на юг. 8) Тень, колеб­ лемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась. 9) Трава, пригибаемая ве­ тром, ложилась на землю. 10) Разведчики вышли на поляну, слабо осве­ щаемую лунным светом.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 18; упр. 105, 107; повторить слова из словарика.

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 1

Правописание личных окончаний глаголов
У глаголов с безударными личными окончаниями тип спряжения определяется по инфинитиву. Если окончания безударные, ставим глагол в н. ф., сохраняя вид. Выясняем, оканчивается ли глагол на -ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то глагол I спряжения. I спряжение II спряжение Брить, стелить. 1) Все глаголы на -ить Все остальные глаголы (кроме брить, стелить); (на -еть, -ать, -оть, 2) Семь глаголов на -еть: -уть, -ыть и др.) терпеть, вертеть, обидеть, зави- сеть, ненавидеть, видеть, смотреть и производные от них; 3) Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать и производные от них.

Слайд 3

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 3

Правописание личных окончаний глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, их с буквой е писать нельзя!

Слайд 4

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 4

Объясни правописание окончаний глаголов
В бездонную бочку воды не нанос..шь. Кашу маслом не испорт..шь. Хлеб реж..т, а сахар кол..т. Что посе..шь, то и пожнёшь. Потерянного времени не ворот..шь. Мы пол..м и се..м, паш..м и ве..м.

Слайд 5

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 5

Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Стро…щийся дом, тяжело дыш…щий человек, пен…щиеся волны, стел…щийся туман, хвал…щийся успехами, собира…щиеся тучи, тороп…щийся человек, хорошо вид…щий, шепч…щийся камыш

Слайд 6

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 6

Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Карточка № 1 Бор..щийся народ, держ..щий знамя, развева..щийся по ветру, улыба..щийся ребёнок, та..щий снег, кол..щий предмет, пол..щий огород, кол..щий дрова, ро..щий канаву.

Слайд 7

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 7

Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Карточка №2 Дремл..щий великан, колебл..щийся тростник, дежур..щий милиционер, скач..щие на конях, маяч..щие огни, стел…щийся туман, колыш..щиеся отражения, готов..щие выступление.

Слайд 8

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 8

Суффиксы действительных причастий настоящего времени
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я? 1) теря..щийся, люди смотр..т 2) кле..щий, та..щий 3) стел..щийся, вер..щий 4) печал..щийся, обид..т

Слайд 9

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 9

Страдательные причастия настоящего времени
Глагол-инфинитив спряжение 1 лицо мн. ч. причастие Решать I спряжение решаем решаемый Хранить II спряжение храним хранимый Исключение движимый будущий, следующий

Слайд 10

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 10

Тренировочные упражнения
Упражнение 144 устно Упражнение 146 комментированно Упражнение 145 самостоятельно Словарная работа: информация, делегат, сессия, восстание, прогресс

Слайд 11

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 11

Объясни выбор гласной суффикса
Рассматрива..мый инженерами проект, выращива..мый юннатами урожай, оберега..мые детьми саженцы, едва слыш..мый голос, заполня..мая водой канава, подгоня..мая ветром лодка, почти невид..мый лес, управля..мая по радио модель

Слайд 12

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 12

Словарный диктант
Самодвиж..щиеся экипажи, пр..водимый в действие, г..ниальный пр..ект, зан..мались п..далями, распр..стр..нял м..ханизмы, бе..страс..но и (не) изменно возвр..щались, раз..грывалось предст..вление, уд..вительное д..рование, т..лантливый изобр..татель.

Слайд 13

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 13

Самостоятельная работа
Упражнение 151 Упражнение 149 комментированно Домашнее задание упр.153(письменно), упр.155 (наизусть, письмо по памяти)

Слайд 14

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 14

Объяснительный диктант
К реке сбегает тропинка, едва видимая во мгле. Серебрится река, слабо озаряемая луной. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром. Разгорался костёр, раздуваемый ветром. Труден перелёт, совершаемый птицами на юг. Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю. Чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Тень. Колеблемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась.

Слайд 15

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 15

Действительные причастия прошедшего времени
Видеть видел виде-вш-ий Замёрзнуть замёрз замёрз-ш-ий Нести нёс нёс-ш-ий

Слайд 16

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 16

Действительные причастия прошедшего времени
Словарно-орфографический диктант. Запишите словосочетания, объясняя графически написание гласной перед суффиксом -л- прошедшего времени. Образец: строил (строить). Засе..л поле, завис..л от обстоятельств, зате..л спор, услыш..л шорох, увид..л террасу, закле..л конверт. Сделайте вывод: написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме перед суффиксом -ть.

Слайд 17

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 17

Действительные причастия прошедшего времени
Тренировочные упражнения Упражнение 156 (комментированно) Словарная работа Восстание, прогресс Домашнее задание: § 136, упр. 158 (по заданию)

Слайд 18

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 18

Действительные причастия прошедшего времени
Записать словосочетания, объяснив написание гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени. Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребенка, раста..вший снег, увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ужал..вшего малыша, ла..вшей собаки, об отта..вшей земле, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов, с встрет..вшимся другом, рассе..вший сомнения.

Слайд 19

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 19

Действительные причастия прошедшего времени
От данных глаголов образовать глаголы прошедшего времени (в женском, мужском и среднем роде единственного числа и во множественном числе) и действительные причастия прошедшего времени. Расставить ударение. Прибыть прибыл, прибыла, прибыло, прибыли, прибывший Продать продал, продала, продало, продали, продавший

Слайд 20

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 20

Страдательные причастия прошедшего времени
Орфоэпический диктант звонит повторит позвонит облегчит углубит упростит позвонишь повторишь упростишь Проверка звонит повторит позвонит облегчит углубит упростит позвонишь повторишь упростишь

Слайд 21

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 21

Страдательные причастия прошедшего времени
Словарная диктовка. Объяснить графически выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании. Тихий ш…пот, ровный ш…в, солнечным луч..м, темной туч…й, выпал снеж…к, заж…г свет, сильный ож…г, плюш…вый медвеж…нок, ситц…вое платье, печ…т пироги, ж…лтый, свинц…вый, луж…к, свеж… предание, говорить певуч… . Делается вывод о написании гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании.

Слайд 22

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 22

Страдательные причастия прошедшего времени
Образование: от основы инфинитива (или основы глагола прошедшего времени) с помощью суффиксов -нн-, -т- прочитать прочитал прочита -нн- /ый/ разбить разбил разби - т - /ый/

Слайд 23

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 23

Страдательные причастия прошедшего времени
Если в основу инфинитива входит суффикс -и-, то при образовании причастия он опускается и используется суффикс причастия -енн- распилить распил-енн-/ый/ выучить выуч-енн- /ый/

Слайд 24

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 24

Страдательные причастия прошедшего времени
В суффиксе причастия -енн- после шипящих под ударением пишется ё: сожжённый, решённый. Внимание! Страдательные причастия прошедшего времени не образуются от глаголов несовершенного вида

Слайд 25

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 25

Слайд 26

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 26

Страдательные причастия прошедшего времени
Встретить (встреченный), встречать (не образуется, так как это глагол несов.вида) Вооруж…нный отряд, окруж…нный лесом, обожж…нное лицо, заворож…нный взгляд, взбеш…нная собака, реш…нная задача, испеч…нный торт.

Слайд 27

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 27

Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные в причастиях перед нн и н. Если причастие образовано от глаголов на -ать или -ять, то перед нн и н пишутся буквы а или я: вспахать — вспаханный — вспахан засеять — засеянный — засеян. Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать или -ять), то перед нн и н пишется буква е: изучить — изученный — изучен.

Слайд 28

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 28

Страдательные причастия прошедшего времени
Тренировочные упражнения: - Работа с учебником, страница 65 - Правило в рамке - Упражнение 171 (у.) - Упражнение 173-1 (самостоятельно) - Упражнение 173-2 ( комментированно) - Домашнее задание: § 137,138, упр. 172

Слайд 29

Образование и правописание причастий 7 класс, слайд 29

Страдательные причастия прошедшего времени
Протопт…нная в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устро…нному на болоте. Сквозь нависшие увеш…нные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек. Поле окруж…но лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, завал…нной буреломом дикой чащобе зеленые, разработ…нные человеком поля.

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

А ведь эти особенности использовали ещё в СССР и получали отличные результаты. Статья получилась большая, читайте до конца.

Итак начнём. Есть у меня привычка листать старые книги, привычка надо сказать на сегодняшний момент для многих странная. И как это не покажется странным я ещё их и читаю. Кто не понял это сарказм. Конечно, кто-то скажет, что в интернете можно найти всё. И ошибётся, на первом месте в выдаче поиска что Яндекса, что Гугла, будет не научные статьи и выдержки из книг, а популярные статьи, но популярность ещё не значит правильность. Скорее это будут либо адаптированные для поискового робота статьи, либо популярные заблуждения и сплетни, то есть то, что больше всего будет прочитано. Как пример, часто ли при запросе выдаются ссылки на Киберленинку?

Начнём по порядку. И как может показаться из далека.

Читайте также: