Сценарий дожинки праздник урожая

Обновлено: 05.10.2024

Предварительная работа: пошив костюмов, изготовление декораций (колосья пшеницы, каравай, серп, чтение художественной литературы.

Оборудование: изба, стол, проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, инвентарь.

Ход мероприятия

(Музыкальный фон. Звучит фонограмма, на сцене разбросаны колосья пшеницы, стоит ширма, которая закрывает избу с внутренним убранством, в которой стоит стол, накрытый белой скатертью, на нём каравай и чашки, в красном углу висит икона,

выходит 1-я Жнея)

(Выходят жнеи, хозяйка Марья, поют и собирают урожай)

А мы нивочку дожнём,

Мы роженьку под бок,

А я, молоденькая, рожь топчу, рожь топчу,

Травку-муравку вытопчу, вытопчу,

Зеленое жито вырастет, вырастет,

А я, молоденька, буду жать, буду жать,

И да у снопочки вязать,

Да вязать, да вязать

(Жнеи укладывают урожай в снопы, становятся полукругом).

2-я Жнея: Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников.

3-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки.

(2-я Жнея держит в руках три жменьки пшеницы, уложенные накрест)

2-я Жнея: Первые три жменьки укладываются накрест, перевязываются ленточкой.

Первый сноп – самый главный, как зажнешь, так и пойдет дальше жатва.

Хозяйка Марья: (обращается к жнеям)

А что, девушки, поспел ли первый колос?

Жнеи отвечают хором: Поспел Марья.

Хозяйка Марья: Первый сноп называли гаспадаром.

5-я Жнея: Марья, твой гаспадар украшен яркими лентами, теперь тебе надо поставить его в доме в красном углу под иконой.

(Жнеи разворачивают ширму и зрителю показывают хату со всем убранством)

Хозяйка Марья: Чтоб колос буйным был, район богатым был, красуйся, Беларусь, год от году, век от века.

3-я Жнея: От духа создателя, великолепия неба – таинство жизни – в зерне!

2-я Жнея: От щедрости, Боже, обилия соли и хлеба, от Божьей любви расцветают цветы на заре.

4-я Жнея: И эта безмерная Божия благость, тоби, чоловик, на добро и на радость!

(Хозяйка Марья приглашает всех гостей пройти в хату)

1-я Жнея: Каждая семья празднично отмечала окончание уборки урожая.

2-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки. Летняя жатва подводила итог всему тяжелому труду селян.

5-я Жнея: Праздничный стол на обряд Зажинки застилали белой скатертью.

Хозяйка Марья: Славим солнце и скрынки, бо у нас сегодня Зажинки. Садитесь, гости дорогие, будем отмечать праздник уборки урожая.

6-я Жнея: Зерно с первого снопа замешивали в особые блюда и питьё.

1-я Жнея: Берегли весь год, чтобы первым бросить в землю в следующий посевной сезон и, конечно же, использовали для праздничного каравая в честь нового урожая.

2-я Жнея: В Зажинковых обрядах и обычаях ярко отражено уважение крестьянина к хлебу.

3-я Жнея: Урожай, который собирали летом, обеспечивал семью хлебом на целый год.

(Звучит фонограмма для частушек. Девушки-жнеи поют частушки,

приплясывая и хлопая в ладоши)

Все поют частушки (песни) :

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем!

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Люлюшки, о люлюшки,

На поле сели гулюшки,

Нам девчатам всё равно,

Мы убрали всё зерно.

Вот он хлебушек душистый!

Вот он тёплый золотистый!

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел!

Для чего мне урожай

По причине дождика?

Станет тот мне каравай

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батон и ватрушки!

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет!

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Цель. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством изучения стихов и песен про осень.

Учить добывать сведения о истории своего народа через исследовательскую деятельность;

Расширять знания детей через ознакомление с народным земледельческим календарём;

Развивать эмоциональность, творческие способности детей через исполнение инсценировок, музыкальные и поэтические номера.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени, её традициям и обрядам, людям, посвятившим себя самой почётной и трудной профессии – хлебороб.

I .Вступление.

Ребёнок -1. Уже горят огнём рябины кисти,

И пожелтели на берёзах листья,

И пенье птиц уже не слышно вовсе,

И тихо – тихо к нам приходит осень.

Ребёнок - 2.Девушка – осень гуляет,

Ножкой сбивая росу.

В сумку дары собирает,

Листья вплетая в косу.

II .Основная часть.

Ах, как жаль, что осень пришла.
Лето со двора прогнала.
Как же мы будем теперь загорать,
Если тучки по небу будут гулять?

Дети вместе:

Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.

Осень Золотая – это праздник урожая! Осень ещё не успеет вступить в свои права, а сбор урожая уже в самом разгаре.

(Беседа между заранее подготовленными родителями, которые выступают в роли хозяйки и Осени они рассказывают детям).

Хозяйка-родитель. В старину каждый овощ убирали в определённый день.

Осень-родитель. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать – это вы знаете?(Обращение к детям)

… (ответы детей, затем следуют сведения - уточнения родителей)

Хозяйка-родитель. Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый земледельческий календарь.

(Демонстрируется имитированный земледельческий календарь- презентация.)

Например,8 сентября - Наталья-овсяница. В этот день убирали овёс. Было принято в этот день варить овсяный кисель и печь овсяные блины.

А 13 сентября- Святой Куприян – картофель копай. Только с этого дня было принято начинать копать картофель.

А что за день 23 сентября ?(обращение к детям или к гостям, ответ уточняется)

Да, да, правильно - это же Святой Пётр и Павел – рябинники. В этот день собирали урожай рябины , а кисти вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки, а часть ягод оставляли дроздам и снегирям.

А вот 28 сентября - на Святого Никиту- срезали репу. В этот день пекли пироги с репой, делали репной квас и варили кашу.

7 октября - День Святой Фёклы. На Святую Фёклу – дёргай свёклу.

Ведущий. А может ещё кто то может рассказать что и в какой день убирали?

(Дополнения гостей , детей).

А знаете ли ребята, что со сбором урожая связано много пословиц?

Вот сейчас давайте устроим небольшие соревнования между группами. Нужно как можно больше вспомнить пословиц и поговорок и объяснить их значение.

(В этой работе могут принять участие и гости – учащиеся, я создавала группы так: девочки с родителями, мальчики с родителями и гости учащиеся с родителями(у нас были учащиеся 1 класса с родителями)). Дети рассказывают пословицы, родители помогают составлять толкование. Каждой команде в итоге раздаются поощрительные призы - старинные земледельческие календарики. (Я скачала с интернета и распечатала).

Ведущий. А что было самым важным во время уборки урожая. Конечно, вовремя и без потерь собрать урожай. Ведь зимой они все придут к нам на стол. Скажите, а кроме овощей осенью какой урожай ещё убирают. Правильно, самый важный урожай - хлеб, про который вы к сегодняшнему дню приготовили самостоятельно стихи, которые нам расскажете.

(Можно использовать эти)

Дети рассказывают стихи.

Хлеб рождается в бороздках

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым

А я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает, трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.

– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

С давних пор и по настоящее время люди празднуют праздник урожая.

А как мы с вами отмечаем праздник урожая?

А как хлеборобы отмечают праздник урожая? (Концерты, конкурсы, подарки…)

А знаете ли, что наши предки – мордва, тоже совершали обряды, посвящённые началу и окончанию уборочных работ. А как они это делали, ребята узнали у своих родственников.

Рассказывают дети.

Ребёнок-1 .В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.

Ребёнок- 2.Моя тётя, Антонина Петровна, рассказала мне, что первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для предков .

Вед-ий: и сейчас мы посмотрим, как проводился этот обряд.

Обряд Тарваз озкс – (исполняют дети, деятельностный подход)

Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:

Милостивая мать поля,

Дала ты нам зерна,

Не обижая наши сердца,

Колосья ржи полны

Серебряным, золотым зерном

После молитвы, старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.

(Девочка, исполняющая роль старшей женщины, берет поднос с зерном и раздаёт всем присутствующим, в знак того, чтобы куры хорошо несли яйца)

Ребёнок- 5. Мой дед, Ванькин Николай Константинович рассказал, что к севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.

Ведущий. В нашем классе есть такие ученики, чьими отцами, дедами, бабушками и прабабушками можно по праву гордиться. Всю свою жизнь они посвятили хлебу. Вот о них мы сейчас и послушаем.

Ребёнок - - Моя прабабушка, Кандрашкина Клавдия Яковлевна, всю свою жизнь проработала в колхозе, помогала выращивать хлеб. Она рассказала, что техники в колхозе не было, всё делали вручную. Землю пахали лошадьми и быками. Убирали зерно тоже вручную, серпами, затем вязали снопы. За свой труд бабу Клаву много раз награждали ценными подарками, грамотами и благодарственными письмами.

Ребёнок - -Мой дед, Инчин Сергей…

Ведущий: вот, сколько приходилось людям трудиться, чтобы у всех и всегда на столе был вкусный свежий хлеб.

Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребёнок.

Зёрна наших дней, светитесь

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной…

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Ведущий: Вашими дедами и бабушками – хлеборобами можно гордиться. Только трудолюбивые люди могут добиться таких результатов. А вот герой нашей сценки не сможет добиться таких результатов. А почему, мы сейчас услышим.

Нынче Саша очень занят,

У него не счесть забот:

Грядки нынче полет Саша,

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок.

Ох, устал я отчего - то,

Эх, пойду, вздремну часок!

Снова Саша очень занят:

Храп стоит до потолка.

Третьи сутки спит наш Саша,

Отлежал он все бока.

Ох, нелёгкая работа

Трое суток к ряду спать.

Ох, не выспался я что – то,

Надо часик подремать.

Много дел с утра у Саши

И забот не впроворот:

Все идут копать картошку,

Он в столовую идёт.

Зря, ребята, вы частушки

Сочинили обо мне!

Я ведь очень работящий,

Только, кажется, во сне!

Снова Саша очень занят

Не боится он молвы.

На обед спешит наш Саня

С ложкой больше головы.

Ох, ребята, вы ребята,

Я вам честно говорю:

Даже кушать ложкой кашу

Я смертельно устаю.

Саша, лёжа на диване,

Невозможно жизнь прожить.

Если бросишь ты лениться,

Будут все с тобой дружить!

И ещё хотим напомнить

Из истории урок.

Труд когда – то обезьяне

Человеком стать помог!

Ребята, а после того как собрали урожай, куда его убирают? А куда девают излишки. Правильно, на ярмарку осеннюю везут.

А на ярмарке - с полей и огородов

Всё, чем славится природа!

III .Заключительная часть.

В каждом зёрнышке пшеницы

Сила солнышка хранится

И расти под небом светлым,

Словно Родина бессмертный,

Ребёнок: с подносом, на котором каравай

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

IV .Рефлексия.

На подносе лежат картинки хлебобулочных изделий. Если праздник понравился - в корзинку кладут картинку хлебобулочного изделие, если нет –ничего не кладут. В рефлексии участвуют гости праздника и учащиеся.

Поэтому сегодня, мы, работники культуры, вместе с вами, чтобы подарить минуты кратковременного отдыха, радости и общения!* ПЕСНЯ .

Вед. Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По — особому небо там, кажется синим,
По — особому пахнут там вишни!
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

* ПЕСНЯ .

— Вновь и вновь поднимаются зори, солнце, лаская, обогревает землю – матушку, а перед глазами расстилается золотое бескрайнее море — русское поле, на котором
Ведут работу хлеборобы
Чтоб урожай собрать сполна –
И будет спелая пшеница
Лежать в амбарах, закромах.
Грядет пора большого сенокоса —
Но это будет завтра, а пока…
Июль звенит, а сердце песни просит
И, словно птица рвется в облака!

* ПЕСНЯ .

Вед. Хлеб — бесценный дар! Ведь быть с хлебом — значит чувствовать в нем и в себе всю полноту жизни.
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, чтоб ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно.
Хранители российского села,
Вам наши поздравления и песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Кипит во всю полевая работа. Да и как ей не кипеть, не спориться, если ею руководит внимательный человек, который влюблен в свою родную землю и отдает ей все силы и опыт крестьянского труда. Этот человек — (Ф.И.О. руководителя на уборочной) .
.
Да, бывают начальники разные,
Но можно сказать откровенно:
Без них вся работа закисла б
И встала бы в ступор мгновенно.
Она ведь никак не наладится
Без их делового настроя.
А если начальство старается-
То вырастут прибыли втрое!
И мы уверены, что у вас все сложится и урожай умножится! А чтоб и работалось вам с настроением, пусть сопутствует вам песня!

* ПЕСНЯ .

Вед. Вся работа спорится, если рядом мужчинами трудятся заботливые, милые женщины.
Ведь Женщина, где словом подскажет, где делом поможет. А еще знают мужчины, как вкусен и ароматен обед в поле, приготовленный с душой, с любовью!
И сегодня мы говорим слова благодарности ото всех, именно вам, дорогие повара!
И борщ, да и пюре с котлетой, и компот
В мгновенье приготовить успеваете.
Мужчина сыт — и в гору все дела
Идут легко — да вы про это знаете!
И этот день пусть помнится вам долго
И обращенные к вам теплые слова!
Пусть на вашей жизненной дороге
Заботы будет много и тепла!
И, конечно, хороших песен!

* ПЕСНЯ .

Вед. Ах ты степь, вот ты в яви какая –
Золотисто — золотая, без конца и без края!
С чем сравнить тебя? Сравнивать мудрено
Для кого — то ты станешь И морем, и небом.
Не богатой пейзажем – Богатой судьбой.
И оставишь тут след, колосящийся хлебом,
След надежд и тревог своих — след золотой!
Дорогие друзья, пусть работа у вас спорится, а уборка проходит легко и слаженно, а погода только радует! И для этого мы дарим вам свои лучшие песни!

* ПЕСНЯ .

Вед. Дорогие друзья! Наш творческий коллектив желает вам успехов в вашем нелегком, но поистине благородном труде, ясной погоды, хороших покосов, и хлеборобной нивы. Ну и конечно здоровья, счастья, удачи на долгие годы!
И на прощанье говорим слова вам,
Те, что от сердца и от всей души:
Любите жизнь – она большой подарок,
И все ее минуты хороши!

*ПЕСНЯ .

Дорогие друзья, этот концерт с теплотой и любовью для вас подготовили культработники в составе:

Доброй вам жатвы при хорошей погоде! Всего доброго! До новых встреч.


Подготовила: режиссер И.Ю. Янцева

Отредактировала: Зам. директора по метод. работе Л.В. Протасенко

Дажынки (Дожинки) в Беларуси сегодня — Праздник с большой буквы. Это связано с тем, что с 1996 года в рамках государственной программы по возрождению села это мероприятие как республиканский фестиваль-ярмарка работников села государственного уровня проводился в Беларуси ежегодно, а с 2014 года формат праздника изменён на локальный — фестиваль организуется в одном из районных центров Беларуси каждой областью самостоятельно.

В чём суть данного праздника, каковы его традиции, расскажем в данной статье.

Дожинки (Дажынкі) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня.

Осуществляя грандиозную программу возрождения села, Беларусь умело начала использовать давние народные обычаи.

Полесский кирмаш

Полесский кирмаш

Чтобы понять суть данного названия, необходимо напомнить, что на территории современной Беларуси исторически переплелись различные религии, в том числе: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и конфессии, при этом в Полесье — сильны традиции католичества.

С середины XIII в. Ливонский орден, Ватикан и Польское королевство начали распространять на белорусских землях католичество.

В середине XVI в. на территории Беларуси кроме православия и католичества распространились различные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм, арианство. Положение православной церкви в Речи Посполитой ухудшилось во второй половине XVI в. в связи с Контрреформацией (религиозно-политическое движение против Реформации, за восстановление позиций католической церкви), которая боролась не только с протестантизмом. но и с православием. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением Брестской церковной унии (1596 год), которая объединила православную церковь Беларуси и Украины с католической. В результате была создана греко-католическая церковь, подчинённая римскому папе, использующая католическую догматику, но сохранившая православные обряды. Унию не приняло большинство православных верующих и она насаждалась насильственными методами. Ограничение прав православных в Речи Посполитой продолжалось и в XVII-XVIII вв. В середине XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой осталась единственная православная Могилёвская епархия.

Средневековый кирмаш на территории современной Беларуси

Многие традиции кирмаша, зародившегося в XV веке в Полоцке, ещё недавно были утеряны и забыты. Не одну научную экспедицию снарядили Петр Адамович Гуд, старший преподаватель Института культуры в Минске, и научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Леонид Иосифович Минько, чтобы восстановить этот праздник.

Сейчас кирмаш ежегодно проходит в Бресте, в Полесье и на Гродненской земле.

  1. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир:
  • м. зап. немецк. рынок, торг, базар. У раскольн. зап. губ. гулянье, народный праздник. Кировать? твер. торговать или промышлять.
  1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография):
  • Кирмашъ — родъ ярмарки (Jahrmarkt). Ср. Kirmes (Kirchmesse — церковная служба), ярмарка (годовой церковный праздникъ).

Истоки праздника

Крестьяне за жатвой

Культура белорусов тесно связана с землёй, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут своё начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование (официально) после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось.

Почему праздник называется — Дожинки? Вот что написано в Большой советской энциклопедии:

Мир глазами древних славян

Один из ритуалов древних славян

Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

  • реальный, мир людей;
  • потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы;
  • божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы.

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях, как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времён язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех её представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей — волхвов — обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян , наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

  • погребения;
  • имянаречения;
  • раскрещивания;
  • свадьбы;
  • переезда (новоселья);
  • пострижин;
  • колядования;
  • сбора урожая (жатвы).

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды : братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам.

Славянские празднества и традиции во многом зависели от территориальной принадлежности народа. К примеру, восточные славяне (современные Россия, Украина и Беларусь) в своем календаре опирались на периоды, значимые для обработки земель, поскольку их основным занятием было земледелие — Бабьи Каши, Жатва, Спасы (яблочный, медовый, хлебный).

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учётом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.

По этнографическим свидетельствам, в Беларуси указанная группа обрядов, связанных с уборкой урожая, была чрезвычайно широко распространена ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Описание обряда

Приведём в общих чертах описание обрядов.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женщины. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или что-то приговаривала.

В данных заговорах присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (в плане благоприятной погоды, здоровья и сил тружеников, отсутствия прочих мешающих уборке урожая факторов).

Л. Хрышчанович так описывает этот обряд:

Обычно дожиночный обряд включал в себя следующие элементы: в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней.. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли.

Цветная зарисовка празднования Дожинок в старину

После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Комбайнёр с праздничным караваем на Дожинках

Трансформация праздника на современном этапе

Современнон народное шествие на Дажынкі

В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.

В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.

Народные гуляния на общенациональный праздник урожая в формате Дня работников сельского хозяйства

Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.

Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.

Современные Дожинки — республиканский фестиваль-ярмарка

Древние языческие обряды и традиции Белоруссии в наши дни

Сразу отметим, что эти элементы — марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев — безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.

По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.

На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.

Эмблема дажынок в городе Ельск

Президент Беларуси А.Г. Лукашенко во время выступления на фестивале праздника Дожинки

Послесловие

Хвала рукам, што пахнуць хлебам

Превращаясь в профессиональный праздник работников сельского хозяйства, в Дожинках религиозный ритуал формализуется, перестает быть магическим ритуалом, так как утрачивается адекватное восприятие связанных с ним смыслов; обряд сохраняет отдельные элементы только в отчужденно-символическом, фольклорном виде, становясь республиканским ( а теперь и местным) фестивалем-ярмаркой работников села и перемещаясь в город. Та форма, которую на протяжении последних пятнадцати лет Дожинки обретали как республиканский праздник, организуемый на государственном уровне в рамках программы по возрождению и развитию села, является своего рода новой формой не религиозного ритуала, призванного легитимировать для его участников определенный миропорядок, устанавливаемый, однако, уже не мистическими силами (духами и богами), а государственной властью.

Следует отметить, что имеет место трансформации белорусского общества, как и во всём мире, и то, что современный праздник имеет языческое название ( при отсутствии всевозможных ритуалов и обрядов), свидетельствует лишь только о том, что и власть, и население страны уважают традиции своего народа.

Читайте также: