Традиционные технологии методической деятельности в детском саду

Обновлено: 18.09.2024

В работах К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк представлены следующие традиционные и новые формы организации методической работы в ДОУ:

Педагогические советы, психолого-педагогические семинары и семинары-практикумы, консультации, научно-практические, методические объединения; читательские и зрительские конференции; педагогические чтения; школа передового опыта; групповое наставничество, конкурс педагогического мастерства, работа над единой методической темой; ролевые, деловые обучающие игры; творческие микрогруппы и др.

Все формы методической работы можно объединить в три группы:

- локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

- интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

Все формы методической работы организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности ДОУ. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы.

Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается многофункциональным по своему предназначению.

Методический кабинет в ДОУ

Основные блоки методического кабинета: аналитико-диагностического обеспечения деятельности; повышения педагогического мастерства; програмно-методический блок; информационный блок;

К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам:

- недопонимание методистом (старшим воспитателем) и педагогами роли и возможностей методического кабинета;

- несоответствие организационных условий методической деятельности;

- недостаточная оснащенность кабинета (чаще всего из-за недофинансирования);

- отсутствие или несоответствие графика работы педагогов в кабинете с графиком деятельности методиста и т.д.;

- устаревшие, неэффективные формы работы с педагогами в методическом кабинете;

- несовершенство его структурно-функционального предназначения.

Список литературы:

2. Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.

3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

6. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.

7. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с.

9. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Т.Н. Макарова. - М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – Т.1. - 608 с.

11. Словарь-справочник по педагогике / авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 c.

12. Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н.Ю. Честнова. - Ростов- н/Д:Феникс, 2004. - 672 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / METHODICAL ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATION / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается структура технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, критерии и показатели эффективной профессиональной деятельности, лежащие в основе данной технологии, а так же влияние индивидуального стиля педагога на эффективность применения технологии методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

Процессуальный аспект технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования

Методическое сопровождение деятельности воспитателя по организации физического развития детей дошкольного возраста

Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида

Содержание профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инклюзивных дошкольных учреждений

TECHNOLOGY OF METHODICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

In article the author considered the structure of technology of methodical activity of the teacher of preschool educational institution, criteria and indicators of effective professional activity which are the cornerstone of this technology, and also influence of individual style of the teacher on efficiency of use of technology of methodical activity of the tutor of preschool educational institution.

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается структура технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, критерии и показатели эффективной профессиональной деятельности, лежащие в основе данной технологии, а так же влияние индивидуального стиля педагога на эффективность применения технологии методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогические технологии, методическая деятельность, дошкольное образование, индивидуальный стиль деятельности

Современная образовательная система дошкольного образования предъявляет новые требования к квалификационной характеристике педагога, к уровню его профессиональной компетентности, к конкурентоспособности. По мнению В. А. Сластёнина и Л. С. По-дымовой, необходимость в постоянном совершенствовании педагогической деятельности обусловлена требованиями динамично развивающегося общества и выражается в обновлении системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях [1].

Тенденции к преобразованию и развитию системы дошкольного образования повышают требования к методической деятельности педагога, которая является одним из аспектов профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Она включает в себя такие виды деятельности, как самообразование, исследовательскую деятельность, обобщение традиционных методов обучения и воспитания в дошкольном образовании, создание методического продукта, коррекцию созданного продукта в соответствии с существующими условиями образовательного пространства.

Вслед за Г. В. Яковлевой, мы считаем, что педагог дошкольного образования, являясь носителем традиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, должен

творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно при условии ведения педагогом активной методической деятельности. Исследователь трактует методическую деятельность как деятельность, включающую совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования. Владение педагогическими технологиями обеспечивает высокий уровень профессиональной деятельности, демонстрирует готовность педагогов к отбору позитивных нововведений, созданию методических продуктов, обеспечивающих образовательный процесс в целом [2].

Исходя из определения педагогической технологии как системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса предстает в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.

И. П. Подласый отмечает, что технология, это, прежде всего, процесс, отвечающий на вопрос, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными целями и требованиями, как получить продукт заданного коли-

чества и качества [3]. Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям (США) рассматривает педагогическую технологию как многостороннее явление, включающее комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний.

Говоря о педагогической технологии как совокупности методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования, мы выделяем технологию мето-

способы организации деятельности

Технология методической деятельности формирует действенно-практическую сферу преподавателя и основывается на выборе индивидуального плана развития профессионального роста личности воспитателя. Опираясь на исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, мы считаем, что в ходе реализации данной технологии формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действий. То есть, для эффективного достижения цели, воспитатель должен знать, что необходимо знать, на какие аспекты необходимо обратить внимание, что еще недостаточно отработано. Эти положения составляют основу поэтапной реализации технологии методической деятельности. Цикл реализации технологии методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения состоит из определенных этапов: самодиагностики, разработки и реализации индивидуальной программы профессионального роста,рефлексии и самооценки.

Этап самодиагностики, стимуляции мотивационной установки. На этом этапе формируется система ориентиров и стимулов,

дической деятельности как форму преобразования личностных и профессиональных качеств, способствующих профессиональному росту педагога дошкольного образовательного учреждения.

Реализации технологии методической деятельности в дошкольном образовании дает возможность расширения спектра и динамического развития методических компетенций педагога дошкольного учреждения.

Технология методической деятельности -это связанные в единое целое средства, формы, методы, способы, материальные ресурсы, обеспечивающие достижения цели, представлена рисунке 1. Чем конкретнее цель, тем более детальную, повторяемую технологию можно создать.

оценка своих возможностей, уровня необходимых знаний для осуществления профессиональной деятельности. Ключевыми позициями в диагностике выступают критерии по установлению квалификационной категории в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276: гностический, административно-организационный, профессионально-активный.

Гностический критерий выявляет систему знаний и умений педагога, которые составляют основу его профессиональной деятельности, деятельности по приобретению новых знаний [4]. Основными показателями данного критерия выступает уровень знаний и качество применений новых образовательных технологий, исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной), а так же умение разрабатывать и реализовывать проекты по образовательной деятельности.

Рис. 1. Технология методической деятельности

Административно-организационный критерий выявляет степень упорядочивания процесса нормативно-регламентированной деятельности педагога, насколько он выполняет требования по обеспечению безопасного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, как формирует и организовывает предметно-пространственную среду группы, в соответствии с выбранной образовательной программой, насколько удовлетворены родители воспитанников работой воспитателя.

Профессионально-активный критерий показывает уровень самоорганизации деятельности педагога. В данном критерии показатели отражают степень участия воспитателя в процессе самообразования: прохождение курсов повышения квалификации, транслиро-

вание опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в соответствии с направленностью группы (общеразви-вающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной), публичное представление собственного педагогического опыта по организации и проведению образовательного процесса (проведение мероприятий с воспитанниками, в том числе в рамках сопровождения педагогической практики студентов, слушателей курсов), руководство методическим объединением/творческой группой; участия в работе творческой группы; участие в профессиональных конкурсах, наличие поощрений за профессиональную деятельность.

Соотнесение критериев и показателей представлено в таблице 1.

Соотнесение критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности педагога

Гностическии Использование новых образовательных технологий, исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной)

Участие в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности

Административно-организационный Выполнение требований по обеспечению безопасных условий пребывания воспитанников в ДОО

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО

Удовлетворенность родителей воспитанников (их законных представителей) работой воспитателя (по результатам независимого анкетирования)

Профессионально-активный Прохождение курсов повышения квалификации по профилю педагогической деятельности

Участие воспитанников в мероприятиях различного уровня, в том числе интернет-конкурсах

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в соответствии с направленностью группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной)

Результаты публичного представления собственного педагогического опыта по организации и проведению образовательного процесса (проведение мероприятий с воспитанниками, в том числе в рамках сопровождения педагогической практики студентов, слушателей курсов)

Руководство методическим объединением/творческой группой; участие в работе творческой группы; участие в профессиональных конкурсах

Поощрения за профессиональную деятельность

Каждому показателю соответствуют уровни, определенные как низкий, средний, высший, отражающие количественные и качественные составляющие. Выявление уровней дает возможность для перехода на следующий этап технологии - этап разработки и реализации индивидуальной программы профессионального роста, который состоит

из теоретического и практического блока. Разработка данного этапа технологии основывается на использовании знаний об индивидуальном стиле педагога.

Вслед за Л. Н. Макаровой мы считаем, что структура индивидуального стиля деятельности педагога представляет собой совокупность функциональных взаимосвязанных

компонентов: индивидуального, ценностного, интеллектуального, конативного и эмоционального [5].

По нашему мнению, одним из центральных компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности педагога является коммуникативный компонент, который дает возможность транслировать имеющийся методический опыт на субъекты педагогической деятельности [1]. Выделенные компоненты являются не статичными, а динамично развивающимися, дающими возможность корректировать разработанную программу в любом блоке, приспосабливаться к новым современным условиям педагогической деятельности. Синтез перечисленных компонентов служит основой эффективной реализации центрального этапа технологии методической деятельности.

Учитывая компоненты индивидуального стиля, педагог сам выбирает объем теоретического материала для изучения, определяет набор методов и форм для реализации образовательных технологий исходя из направленности группы (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей, оздоровительной).

Последним этапом в технологии является этап рефлексии и самооценки. Здесь педагог фиксирует полученный опыт реализации программы, анализирует слабые позиции показателей и корректирует свою программу индивидуального профессионального роста.

Таким образом, цикличность данной технологии выводит педагога на уровень постоянного самосовершенствования и самообразования. Универсальность и простота реализации технологии дает возможность безболезненного прохождения аттестации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49.

3. Подласый И. П. Педагогика. М., 2007.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2005.

5. Макарова Л. Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Педагогика. 2005. № 6. С. 72-80.

6. Курилович Н. В. Культура профессионального общения будущего социального работника как социальный феномен // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 74-79.

1. Gorskaya Slastenin V. А., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovatsionnoj deyatel'nosti [Readiness of the teacher for innovative activity] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49.

3. Podlasyj I. P. Pedagogika [Pedagogics]. M., 2007.

4. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti [Pedagogics and psychology of the higher education: from activity to the personality]. M., 2005.

5. Makarova L. N. Razvitiye stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Development of style of pedagogical activity of the

teacher of higher education institution] // Pedagogika. 2005. № 6. S. 72-80.

6. Kurilovich N. V. Kul'tura professional'nogo obshcheniya budushchego sotsial'nogo rabotnika kak

sotsial'nyj fenomen [Culture of professional communication of future social worker as social phenomenon] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 12 (92). S. 74-79.

TECHNOLOGY OF METHODICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna

In article the author considered the structure of technology of methodical activity of the teacher of preschool educational institution, criteria and indicators of effective professional activity which are the cornerstone of this technology, and also influence of individual style of the teacher on efficiency of use of technology of methodical activity of the tutor of preschool educational institution.

Key words: pedagogical technologies, methodical activity, preschool education, individual style of activity

Курилович Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Kurilovich Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Theory and Technique of Preschool and Primary Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Методическая работа в дошкольной образовательной организации, Краткий конспект лекций, Климентьева З.А., 2013.

В представленных лекциях раскрываются вопросы содержания и организации методической деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Несколько тем посвящены изучению функциональных обязанностей и требований к личности старшего воспитателя детского сада, отвечающего за данное направление деятельности ДОО. В частности, важнейшие функции старшего воспитателя - аналитико-прогностическая и функция контроля выделены как отдельные, самостоятельные темы курса. В ряде лекций рассматриваются разнообразные технологии методической работы в ДОО: традиционные, нетрадиционные, технологии педагогических советов, повышения квалификации педагогов детских дошкольных учреждений. Каждая тема содержит список рекомендуемой для изучения основной и дополнительной литературы. Завершать изучение лекционного материала предлагается выполнением практикоориентированных творческих заданий, приведённых в конце каждой лекции.

Сущность и задачи методической работы в ДОО.
Современная дошкольная образовательная организация в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить высокое его качество, доступность, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество деятельности детского сада, как пишет Белая К.Ю.. зависит от качества работы воспитателей, от созданных руководителем условий для творческого поиска ими новых форм и методов работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Таким образом, ключевой фигурой организованного образовательного пространства детского сада является педагог, обладающий основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие: организации различных видов деятельности и общения дошкольников: организации

непосредственно образовательной деятельности: осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении современными педагогическими, в том числе, информационно-коммуникационными технологиями.

В связи с этим становится очевидным, что непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования является объективно необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней и. в первую очередь, уровня самой образовательной организации.

Содержание
1. Тема 1. Сущность н содержание методической работы в дошкольной образовательной организации (ДОО)
1.1. Сущность и задачи методической работы в ДОО
1.2. Содержание и принципы построения методической работы в ДОО
1.3. Контрольные вопросы и практические задания к теме 1
1.4. Список основной литературы
1.5. Список дополнительной литературы
2. Тема 2. Функциональные обязанности и требования к личности старшего воспитателя дошкольной образовательной организации
2.1. Требования к компетентности старшего воспитателя детского сада
2.2. Должностные обязанности старшего воспитателя ДОО
2.3. Требования к личности старшего воспитателя ДОО
2.4. Контрольные вопросы и практические задания к теме 2
2.5. Список основной литературы
2.6. Список дополнительной литературы
3. Тема 3. Аналитико-прогностическая деятельность старшего воспитателя
3.1. Сущность и принципы планирования как функции управления
3.2. Целеполагание как функция планирования
3.3. Виды и формы планирования деятельности ДОО
3.4. Стратегические и тактические планы дошкольной образовательной организации
3.5. Аналитическая деятельность старшего воспитателя
3.6. Контрольные вопросы и задания к теме 3
3.7. Список основной литературы
3.8. Список дополнительной литературы
4. Функция контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя ДОО
4.1. Сущность и значение функции контроля. Этапы, условия и принципы его организации
4.2. Виды контроля в детском саду
4.3. Формы и методы контроля в ДОО
4.4. Педагогический анализ как функция управления
4.5. Контрольные вопросы и задания к теме 4
4.4. Список основной литературы
4.5. Список дополнительной литературы
5. Организация работы методического кабинета детского сада
5.1. Требования к оснащению методкабинета дошкольной образовательной организации
5.2. Требования к организации работы методкабинета
5.3. Контрольные вопросы и задания к теме 5
5.4. Список основной литературы
5.5. Список дополнительной литературы
6. Технологии методической работы в детском саду
6.1. Традиционные технологии методической деятельности
6.2. Нетрадиционные технологии методической деятельности детского сада
6.3. Контрольные вопросы и задания к теме 6
6.4. Список основной литературы
6.5. Список дополнительной литературы
7. Совет педагогов детского сада как главное звено в организации методической работы
7.1. Основные функции совета педагогов в ДОО
7.2. Подготовка заседаний совета педагогов в ДОО
7.3. Контрольные вопросы и задания к теме 7
7.4. Список основной литературы.

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

  1. на достижениях науки и передового педагогического опыта,
  2. на конкретном анализе образовательного процесса,
  3. на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.

  1. Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
  2. Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
  3. Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
  4. Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
  5. Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
  6. Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая подготовка педагогов

В ДОУ необходимо обеспечить:

– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

  1. Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
  2. Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
  3. Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
  4. Особенности содержания методической работы.
  5. Накопленные традиции.
  6. Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
  7. Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
  8. Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
  9. Наличие времени для осуществления методической работы.
  10. Материальные, морально-психологические и прочие условия.
  11. Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

  1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
  2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
  3. Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.

Читайте также: