Зашло солнце сгущались сумерки сад потемнел

Обновлено: 08.07.2024

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.

2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.

Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.

В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.

Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.

Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.

В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.

Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …

2) … запах, и зверь очевидно, …

3) … запах и зверь, очевидно …

4) … запах, и зверь, очевидно, …

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …

2) … чайки, и это, очевидно …

3) … чайки и это, очевидно …

4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.

Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.

В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.

Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.

Б. Внутри было уютно и царило оживление.

В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.

Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.

2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?

3) Метет и нет конца метели.

4) Снега сошли и смыли след.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.

3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.

4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.

Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.

В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.

Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.

Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.

В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.

Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.

Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.

В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.

Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.

Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.

В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.

Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений

2) повествовательное, невосклицательное

3) грамматическая основа первого предложения – висели яблоки, второго – листвы не было

4) между предложениями отношения противопоставления

19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений

2) повествовательное, невосклицательное

3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась, второго – часть была

4) между предложениями отношения противопоставления

20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений

2) повествовательное, невосклицательное

3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились, второго – дни становились

Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали маленькие мотыльки. Смотрите, какая луна! сказал кто-то в глубине комнаты.Из-за деревьев медлительно подымался оранжевый, равномерно бледнеющий диск. Еще посильнее запахло клумбами, потянул легкий туман.Сергей встал и погасил лампу. Бледноватый свет вошел на веранду, положив на полу длинные, переплетающиесятени. Все разместились на ступеньках крыльца. Луна подымалась все выше и выше. Тяжеленной и пряной духотой обвевало дыхание сирени. Лягушки тащили длинную серебряную трель с близкого пруда.Есенин сел на одной из ступенек и просто, без всякого вступления, начал читать стихи. Это была необыкновенно лирика мягкая и бестревожная, как и этот вечер. Кто-то положил Сергею на колени томную росистую гроздь, сломленную с примыкающего кустика сирени. Есенин читал тихо, без всякого жеста, и каждое его слово приобретало от этого необыкновенную выразительность. В белесом отблеске северной ночи чуток блестели его глаза.

Нужно из текста выписать пять слов написанию которых подчиняются традиционному и морфологическому принципам написания и подчеркнуть отделяющие знаки препинания.

Помогите прошу вас.

Нужно из текста выписать пять слов написанию которых подчиняются традиционному и морфологическому принципам написания и подчеркнуть отделяющие знаки препинания?


Сад потемнел и расширился до бесконечности.

За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки.

— Глядите, какая луна!

— сказал кто - то в глубине комнаты.

Из - за деревьев медленно поднимался оранжевый, постепенно бледнеющий диск.

Еще сильнее запахло клумбами, потянул легкий туман.

Сергей встал и погасил лампу.

Бледный свет вошел на веранду, положив на полу длинные, переплетающиесятени.

Все разместились на ступеньках крыльца.

Луна поднималась все выше и выше.

Тяжелой и пряной духотой обвевало дыхание сирени.

Лягушки тянули долгую серебряную трель с ближнего пруда.

Есенин сел на одной из ступенек и просто, без всякого предисловия, начал читать стихи.

Это была исключительно лирика — мягкая и бестревожная, как и этот вечер.

Кто - то положил Сергею на колени тяжелую росистую гроздь, сломленную с соседнего куста сирени.

Есенин читал тихо, без всякого жеста, и каждое его слово приобретало от этого особую выразительность.

В белесом отсвете северной ночи чуть поблескивали его глаза.


Помогите втавте пропущеные буквы и знаки препинания?

Помогите втавте пропущеные буквы и знаки препинания.

Тема слитное и раздельное написание наречий.

Текст в вложении!


Объясните написание безударной гласной в корне глагола Заставлять, вспыхивает, ослепляет?

Объясните написание безударной гласной в корне глагола Заставлять, вспыхивает, ослепляет.

Нужно корень и подчеркнуть букву прошу помогите.


Как проверит написание знаков препинания в предложении хорошо, когда о тебе друзья помнят?

Как проверит написание знаков препинания в предложении хорошо, когда о тебе друзья помнят!


Как графически обьяснить написание слов и постановку знаков препинания?

Как графически обьяснить написание слов и постановку знаков препинания.


Пожалуйста, напишите слова с традиционным написанием приставок (от, под, до, про, за, на)?

Пожалуйста, напишите слова с традиционным написанием приставок (от, под, до, про, за, на).


Какие буквы нужно подчеркнуть в словах капуста помидоры яблоки ягоды написание которых мы не можем проверить?

Какие буквы нужно подчеркнуть в словах капуста помидоры яблоки ягоды написание которых мы не можем проверить.


Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый , ?

Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый , .

Подчеркнуть в словах все написания которые нужно проверить.


Слова каторые не подчиняется общему правилу написания гласных после щипящих?

Слова каторые не подчиняется общему правилу написания гласных после щипящих.


Найти и подчеркнуть слова произношение и написание которых не совпадает?

Найти и подчеркнуть слова произношение и написание которых не совпадает.


Как объяснить написание мягкого знака в слове мальчик в тексте?

Как объяснить написание мягкого знака в слове мальчик в тексте.

Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты.

Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста:

1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания),

3) форма речи (письменная или устная),

4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).

Вопросы для самопроверки:

- Что такое текст? Каковы его главные особенности?

- Какие значения слова стиль вам известны?

- Что такое стили речи?

- В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи?

- Какой структурой обладает текст?

- Чем различаются повествование, описание и рассуждение?

- Какие ошибки чаще всего допускаются в содержании текста?

- Как соотносятся литературный язык и функциональные стили?

- В чем заключаются особенности разговорной речи?

Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.

Упражнения.

1. Определите типы связей предложений.

- Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие … Картины висят симметрично.

Цепная (или последовательная) связь.

- Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.

Цепная (или последовательная) связь.

- Революции прошлого … Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию…

2. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение.

Научный стиль. Текст сообщает и разъясняет научную информацию (об истории создания произведения). Строгий язык, логичность изложения, без эмоций. Полные предложения, много причастий, точные даты.

- Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер).
Художественный стиль. В тексте используются художественные образы, сравнения, метафоры, синонимы. Поэтический язык и ритм. Полные, распространенные предложения.

- На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора).

Официально-деловой стиль. Использование штампов, оборотов, типичных для юридических документов. Отсутствуют средства художественной выразительности, экспрессивные средства. Точная передача деловой информации, которая должна быть понята однозначно.

- Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!

Разговорный стиль. В тексте передана речь одного из участника диалога. Неполные предложения. Типичные вводные слова. Неофициальность.

3. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность.

- Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский).

Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — описание сумерек в саду. Текст выдержан в едином, художественном стиле. Предложения соединены параллельной синтаксической связью. В то же время в тексте есть смысловое развитие — автор передает, как от вечерних сумерек на сад спускается глубокая ночь с мотыльками. То есть в тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текста — повествование. Разновидность — изобразительное повествование, пронизанное авторскими эмоциями.

- Хорошо в застенчивой прохладе

Слушать шелест дальних голосов.

Задрожали золотые пряди

В волосах притихнувших лесов.

Стали сосны сдержанней и глуше,

Все о чем-то шепчутся во сне,

Словно чьи-то старческие души

Загрустили о былой весне.

Я стою и вслух слагаю строчки -

Как чеканят осень пятачки,

Как брусника спелая на кочке

Открывает нежные зрачки.

А вверху над сонными полями

Далеко от вянущей земли

Облака плывут под парусами,

Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).

Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — чувства автора, который любуется осенней природой. Текст выдержан в едином, художественном стиле (стихотворение). Предложения соединены параллельной синтаксической связью, автор описывает разные фрагменты картины природы и себя на этой картине. В тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текста — описание. Разновидность описания — пейзаж.

4. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи.

3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики.

2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм - ведущие начала, организующие конструктивное пространство.

1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.

Последовательность: 3–2–1.
Функционально-смысловой тип речи: рассуждение.

5. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.

Читайте также: